Содерж ание I. 1. 2. 3. 4. 5. Реком ендац ии по профилакти ке учебной неуспеш н ости : Введение Школ ьная неуспеваем ость. Виды и типол огия неуспеваем ости Индивид уал ьно -типо лог ическ ие особенности детей и трудности обучен ия Этапы форм иро вания школьн ой неуспеваем ости Пути устранения школьн ой неуспеваем ости II. Типовая прогр ам ма профилакти ки учебно й неуспеш н ос ти: 1. Цель и задачи реализации програм м ы 2. Целевые показатели прогр ам м ы 3. Методы сбора и обработк и информ ации 4. Сроки реализаци и програм м ы 5. Меры и меропр иятия по достижению цели и задач 6. Испол нител и I. Реко менда ции по профил а ктике учебно й неусп еш ности. 1. Введение Актуальность проблемы школьной неуспешности связана с представлениями о том, что способность системы справляться с учебной неуспешностью обучающихся в значительной степени характеризует ее качество. При этом в любой образовательной организации встречается учебная неуспешность обучающихся, то есть ситуация, когда обучающиеся оказываются не в состоянии по тем или иным причинам полноценно осваивать образовательную программу. В методические рекомендации ФИОКО по развитию механизмов управления качеством выделяю тся «три различны х уровня проявления проблем ы учебной неуспеш ности: − наличие некотор о й группы неуспеваю щ их (практически в любой ОО); − наличие существенных факторов риска снижения в ОО образовательных результатов (ресурсные дефициты, особенности контингента обучающихся, социал ьно эконом ическ ий контекст и т.п.); − наличие в ОО значительной части обучающихся, уже демонстрирующих признаки учебной неуспешности, проявляющиеся в фактической неуспеваемости (школы с низким и образо вател ьным и результа тами )». «Данное разграничение носит условный характер. Так, первая и третья группа отличаются только масштабом проблемы и без точных количественных показателей не могут быть разделены. Кроме того, школы с низкими образовательными результатами, как правило, испытывают на себе влияние существенных факторов риска снижения результатами, то есть последняя из перечисленных групп преимущественно является подмножеством второй. Наконец, какое-то количество неуспевающих есть почти в любой школе, то есть к первой группе могут быть причислены почти все школы. С другой стороны, каждый из перечисленных уровней проявления учебной неуспешности требует своих подходов, направл енны х на решение проблем ы ». В данных рекомендациях профилактика учебной неуспешности рассматривается как неотъемлемый компонент внутришкольной и муниципальной систем управления качеством образования, в основе которых лежит управленческий цикл. 2. Школ ьна я неуспева ем о ст ь. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при её изучении. Проблема неуспеваемости является и педагогической, и психологической, и медицинской. Число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растёт, даже несмотря на то, что данной школьной проблематике современные педагоги и психологи уделяют пристальное внимание. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Наука выделяет три осно вны х факт ор а успеваем ости учащ ихся: требования к учащимся, вытекающие из целей школы (основа для разработки контрольных заданий и критериев отметок). Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиям и обучения и воспита ния детей. психофизические возможности учащихся. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся учителя каждого учебного предмета должны ориентироваться на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста. Психофизические возможности детей изменяются, соверш енствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задержи вают, понижаю т) возмо ж ности учащи хся. социальные условия – это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и многое другое. Отст а вание и школ ьна я неуспев аем ост ь. «Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой успеваемости». (Цетлин В.С., доктор пед. наук, профессор). Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Она выражается в том, что обучающиеся имеют слабые навыки чтения, счета, слабо владеют интеллектуальными умениями анализа, обобщения. На практике установлено, что неуспешным школьник становится только тогда, когда воврем я не были преодол ены пробелы в знаниях. В. С. Цетлин выделяет этап отставания, как начало неуспеваемости. Отставание может проявляться из-за негативного опыта, который накапливается у школьника вследствие появления и увеличения непреодоленных трудностей. Они не позволяют детям успешно осваивать учебный материал, и это становится причиной появления и накопления пробелов в знаниях, и собственно, отставания. Таким образом, неуспеваем ость – итог процесса отставания. Виды неуспеваемости: общее и глубокое отставание – по многим или всем учебным предметам длительное время; частичная, но относительно стойкая неуспеваемость – по одному- трём наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика), неуспеваемость эпизодическая – то по одном у, то по другом у предмету (относ ительн о легко преодо леваем ая) Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, с первого класса. Причины отставания могут быть следующие: педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу), психологическая неготовность к обучению (часто сочетается с педагогической запущенностью), низкая обучаемость (характерна для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей), нарушение функций анализаторных систем (в первую очередь, это дети с нарушениями зрения и слуха), недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образц у, соотнос ить свои действия с заданным способо м решения) Поздняя неуспеваемость появляется уже при обучении в средних классах школы. При переходе из начальной школы в среднее звено качество знаний учащ ихся снижается на 30%. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости. Дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе, лучше многих одноклассников. Учиться в начальной школе им было достаточно легко, они достигали успеха без особого труда. В среднем звене требования к учащ имся становятся более серьёзными, а умения и желания трудиться у этих ребят остаются на уровне начальной школы. Учебные неудачи приводят к изменению учебной мотивации. Ребёнок перестает учиться. Переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться, как правило, приводит к неуспеваемости бывших «троечников». Одной из частых причин неуспеваемости также является то, что больш ую часть времени ребёнок посвящ ает своему увлечен ию. Типология неуспевающих, основанная на характеристиках учебного труда учащ ихся и структ ур е их лично сти (типол о гия по Блонском у П. П.) К первому типу неуспевающих школьников Блонский П.П. отнёс так называемого «плох ого работни ка». Его основные черты: задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учител ю не задает, разъяснений не просит; работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); не подмечает своих неудач и трудностей; не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу ; либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно ; индиффер ентн о относится к результатам работы. Другой тип неуспевающего ученика назван патологическим. Это эмоциональные школьники, имеющие неудачи в обучении и встречающие специфическое отношение к себе окружающих. Они заявляют о своем неумении еще до начала работы, нуждаются в одобрени и со стороны окру жаю щ и х и тяжело переносят трудности и неудачи. Типы неуспев аю щ их ученико в (Типол о гия по Мурач к овско м у Н.И): 1 тип – «Хочет, но не может» Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков) при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. 2 тип – «Может, но не хочет» Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частично й или полной утрате пози ции школьн ика. 3 тип – «Не хочет и не может» Неуспевающие ученики, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу. Ниже приво дятся развер нут ые характе р ист ики типо в неуспев аю щи х ученико в: «Хочет, но не может». Для школьников данного типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций, слабое развитие процесса мышления вызывает серьёзные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощённого подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы. Неуспех в учёбе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей своё отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьник и этого типа охотно принимаю т помощ ь учителей и товари щей. «Может, но не хочет». Дети данного типа приходят в школу с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. На качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. При отсутствии устойчивой мотивации к учёбе эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. Неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их высокими интеллектуальными возможностями и слабой реализацией этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведёт к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицател ьно й морал ьно й направлен ности. «Не хочет и не может» Для учеников этого типа характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьёзные трудности в усвоении учебного материала. Учебная деятельность свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность, отчётливо проявляется узость мышления. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда. 3. Индив иду ал ь но-типо л огич еские особ енно сти детей и трудности обучения. На учебную успеваемость больш ое влияние оказывают устойчивые индивидуально-психологические особенности учащихся – особенности нервной системы. Наиболее заметно влияют на обучение сила и подвижность нервной системы, а также уравновешенность нервных процессов. Сила/слабость нервных процессов – это способность/неспособность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при знач ительном напряжении возбудительных и тормозных процессов; степень выносливости нервной системы к длительно действующему раздраж ител ю. Таким образом, сила нервной системы характеризует её выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. В свою очередь, человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью. Подвижность/инертность нервных процессов выражается в способности/неспособности быстрого перехода от возбудител ьного процесса к тормо зно м у и наоборот. Соответственно, человека с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов. Уравновешенность/неуравновешенность означает одинаковую / разную выраженность возбудительного и тормозного нервных процессов, их баланс/его отсутствие по силе и подвижности. У ребёнка просто не останется моральны х сил, чтобы тратить их на учёбу. Виды учебных ситуаций, слаб ой нервно й сист ем о й: которые затрудняют деятельность учащихся со 1. Длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал; 2. Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности, если на неё отводится огранич енное время; 3. Ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедл енно го ответа; 4. Работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; особо следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного ; 5. Работа после неудачного ответа, оцененно го отрицател ьно; 6. Работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося); 7. Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник), требует делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебник у и т. д.); 8. Работа в шумно й, неспоко йно й обстано вке; 9. Работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товари щ ем и т. д.; 10. Работа под руководством вспыльчивого, несдержанн ог о педагога; 11. Ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содерж анию материал. Учебные ситуации, в которых особые затруднения возникают у учащихся с инер тны м типом проте ка ния нервных процессо в: когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения; когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовател ьнос ть вопросо в, обращ енных к классу; когда время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценко й; когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос друго го учащегося); когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на друго й; когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучиван ия; выполнение заданий на сообразительность при высок ом темпе работы В вышеуказанных ситуациях, встречающихся довольно часто, у учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед слаб ым и и инерт ны ми. Хотя учебная деятельность предъявляет различные требования к самым разным сторонам работы нервной системы и, следовательно, в одних случаях стимулирует проявления силы и подвижности, а в других – слабости и инертности, тем не менее нужно признать, что в ней чаще возникают такие ситуации, которые более благоприятны для динамических особенностей сильных и подвижных учащихся, и реже такие, которые более благоприятны для динамических особенностей слабы х и инертны х. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении, чем сильные и подвижные, и чаще встречаются среди неуспеваю щ и х. 4. Этапы форм ир ова ния школ ьной неуспева ем ости. Психол ог и выделяют три этапа форм ир ова ния неуспева емо сти: 1. Появление и накоп ление непреодо лен ны х трудно стей; 2. Отставание в учении; 3. Неуспеваем о сть. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, попол ня ют группы риска. Психологические факторы, отрицательно влияющие на успеваемость детей в школе. Одним из серьезных психологических факторов является травля в классе. Травля (или «буллинг») может серьёзно повлиять на успеваемость, поскольку моральные силы ребёнка будут полностью уходить на противостояние негативу, а на учёбу их уже не хватит. Конфликты с учителями. Конфликты с учителями могут проявляться в самых разных формах: это может быть, например, занижение оценок или постоянные придирки. Чем младше ребёнок, тем сильнее это на него повлияет, поскольку в начальных классах учитель обладает большим авторитетом перед школьникам и. Смена школы. В новой школе ребёнку всегда приходится непросто. Адаптация к новым условиям – непростой период в жизни. Иногда это может стать причиной снижен ия успеваем ости. Неблагополучные семьи. У детей из неблагополучных семей часто встречается сниженная успеваемость. Детьми из неблагополучных семей меньше занимались в детстве. Таким образом, к школе они недостаточно развиты и у них меньше навыков по сравнению с их сверстниками. Часто дети из неблагополучных семей растут в крайне напряженной психологической и экономической обстановке, что также влияет на их успеваемость. Постоянный стресс не дает сфокусироваться на учёбе, а незаинтересованность родителей в этом вопросе только усугубл яет полож ение дел. Напряжённые отношения в семье. Любые конфликтные ситуации в семье так или иначе отражаются на ребёнке, на его эмоциональном состоянии, а в последствии и на успеваем ости. Различные трагедии, произошедшие в жизни. Любые трагические события, произошедшие с ребёнком в жизни, оставят неизгладимый отпечаток и повлияю т на её общее качество. 5. Пути устра нения школьно й неуспе ваем ост и Необходим о обратить внимание на первые признак и неуспеваем ос ти. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слуш ани и объяснения учителя. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литерату ру для чтения. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельно й работы. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявл яются при постановке учащим ся соответству ю щ их вопросо в. К основным признакам неуспеваемости учащихся относятся наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия, наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков, недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успеш но го учения. Как преду предить неуспева ем о ст ь? Этап урока Контроль подготовки школьн ико в Действия педагога. Проверять, как ученики усвоили трудный для восприятия материал. После проверки письменных самостоятельных работ, анализа устных ответов, выявить типичные для класса ошибки. Акцентировать внимание на их устранении. Если школьник пропустил предыдущий урок, проверить, как он усвоил материал. Завершив изучение темы, подвести итоги: проанализировать уровень усвоения новых знаний, умений и навыков, разобраться с причиной отставани я. Изложение нового Во время урока контролировать, понимают ли дети суть материала изучаемых терминов, понятий. Поощрять стремление учеников задавать вопросы при затруднениях. Выбирать методы и формы работы, которые вызовут интерес к процессу обучения. Обеспечить активное усвоение знаний всеми учащ им ися Самостоятельная Задания должны охватывать наиболее важные и трудные темы. работа Главное не количество упражнений, а подача их в определенной системе. Самостоятельная работа должна включать задания на устранение ошибок, допущенных ранее. Четко объяснить порядок выполнения работы. Если при решении заданий у детей возникают трудности, стимулировать постановку вопросов к педагогу. Учить составлять план своих действий, выполняя упражнения с достаточной скоростью. Контро ли ро вать процесс. Домашнее В заданиях для работы дома должен повторяться задание пройденный материал. Внимание сосредотачивается на самых важных, трудноусваиваемых элементах программы. Регулярно задавать упражнения, при решении которых ученикам придется поработать над типичными ошибками. Давать школьникам чёткие, понятные инструкции по выполнению домашних заданий. Работая с отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими этих наставлений. С целью исключить перегрузку, оговорить объем упражнений с другими педагогами, преподаю щ им и в классе 1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам: в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебнопознавательн ой деятельности и работоспо собн ости; в средних классах, развивая указанные для младших школьников навыки, сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению; особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников; в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения; на всех ступеня х необходим о обеспечить дифференцир ованн ы й подхо д. 2. Диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Возможен педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактическ их проблем отстающ и х ученико в. 3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе. Как правило, это дополнительные консультации. Преимущества последних в том, что проводятся они по результатам диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. 4. Воспитательное воздействие. Как правило, неудачи в учёбе часто связаны с плохим воспитанием, поэтому с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй школьника. Необходимым условием является оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Это контро ль подготовл енно сти учащ ихся. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащ имся пример но го плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогаю щ им и излагать суть вопроса. Стим улир о вание оценко й, подбадр иванием , похвал ой. Изложение нового материала: поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учени ком. Самостоятельная работа учащихся на уроке: разбивка заданий на части, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненно е ранее. Напом инание приёма и способа выпол не ния задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, котор ые необхо дим ы для решения задач, упраж нений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требования х к их оформ лению. Стим улир о вание самосто ят ел ьны х действи й слабоуспевающ их. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправл ения. Организация самостоятельной работы вне класса: выбор для групп слабоуспевающих учеников наиболее рациональной системы упражнений, а не механическ ое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточекконсультаций, карточек с направл яю щ им планом действи й. Формы индивиду ал ьно й рабо ты со слабоу спева ю щ им и учащ имися : составл ение индивидуал ьны х заданий по темам; использован ие наглядн ого материал а; специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключ аю щ ие учащихся из общей самостоятел ьно й работы; диффер енцир о ванн ые задания отстающ им ; проведение консультаций, проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика Реком енда ции по рабо те с детьм и со слабо й и инер тно й нерв ной систем ой: не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать достаточно времен и на обдумы вание и подготовк у; желательн о, чтобы ответ был не в устной, а в письменно й форме; не рекомендуется давать для усвоения в ограниченном промежутке времени большой материал, желательно постараться разбить его на отдельные инфор м ацио нные части и давать их постепенн о, по мере усвоения; лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенны й на уроке материал; путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями «отлично», «молодец», «умница» и т.п.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться, эта уверенность поможет им в стрессовых ситуаци ях, при выпол нении контр ол ьны х, самостоятел ьны х работ; следует осторожно оценивать неудачи учеников, ведь они и сами очень болезнен но относятся к ним; следует в минимальной степени отвлекать их, стараться не переключать их внимание, создавать спокойн ую обстановк у Положительные стороны учащихся со слабой нервной системой заключаются в том, что они могут работать в ситуации, требующей монотонной работы, по алгоритму или по шаблону; любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы; планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме; предпочитают использовать внешние опоры, наглядные изображения (графики, схемы, рисунки, таблицы); склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов. К положительным сторонам учащихся с инертными нервными процессами относят: способность работать долго, не отвлекаясь; хорош о выполнять однообразную деятельность; высокую степень самостоятельности при выполнении учебных заданий; неторопл и вость, выдерж к у. Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образо ва ния. Доверие – это понимание учеником того, что учитель думает вместе с ним, переживает вместе с ним и радуется вместе с ним и за него. Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной, так как учебная мотивация – это основополагающий компонент учебного процесса и её уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Надо помнить, что слабоуспевающий ученик является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу школьнику. Чаще всего ребёнку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома. Каждый ребёнок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать их индивидуальность, а исправл ять и направлять её развитие. Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими детьми (индив идуа л ьная рабо та ). Деятельность учителя со слабоуспевающими школьниками предполагает выявление образовавшихся пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся и организацию своевременной ликвидации этих недостатков. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать общеучебным умениям и навыкам, формировать универсальные учебные действия. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащ ихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавател ьны й интерес к учению. Для повышения эффективности предлагаем алгоритм для учителя по работе со слабоуспеваю щ и м и детьми и для орган изации индивид уально й работы: 1. Выяснить индивидуально-психологические особенности ученика (помощь психол о га, классно го руководителя). 2. Затем, учитывая особенности нервной системы, придерживаться следую щ и х правил : а) не задавать неожиданных вопросов, готовить ребенка перед ответом. Дать время на подгото вк у и обдумыван ие; б) практи ко вать ответы в письменно й форме; в) не требовать немедленн ого включ ения в работу; г) не следует спраш ивать таких детей в начале урока; д) не заставлять сразу отвечать новый материал. Оставить вопрос на следую щ ий день; е) ввести определенную тактику поощрений (не только оценка, но и слово учителя). Все неудачи таких детей оценивать очень осторож но; ж) обязательн о давать допол нител ьное время для проверк и и исправления; з) не требовать быстрого изменения неудачной формулировки и помнить, что такие дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразны х заданий; и) при работе с большим и сложным материалом помочь ребенку разбить его на куски и работать с каждой частью по мере усвоения материала. Реком енда ции родит елям Для работы с родителями предлагаются рекомендации, призванные улучшить контро ль и помо щ ь со стороны родител ей слабоуспе вающ и м учащим ся. 1. При работе дома. У ребенка должна быть возможность работать в том ритме, в каком работает его мозг. Как только ребенок начинает отвлекаться, перебирать карандаши, менять ручки, снимать-одевать тапки, «мечтательно» смотреть в пространство и т.п., надо сразу прекратить занятие, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам. 2. Родителям или кому-нибудь из взрослых желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого может и не делать). 3. Сохраняйте спокойствие, при выполнении домашнего задания. Не раздражайтесь и не нервируйте ребенка. Не ругайте его за то, что он постоянно отвлекается. 4. Лучше, если ребенок будет работать с черновик ом. 5. Дайте ребенку отдохнуть, прежде чем он начнет переписывать задание на чистови к. 6. Выполняйте домашнее задание в первой половине дня. Ребенок не может сохранять работоспособность до позднего вечера. Так как утомление имеет свойство накапливаться, несмотря на то, что ребенок отвлекается от выполнения заданий и отдыхает. Накапливающееся утомление мешает ребенку запоминать и поним ать полученн ую информ ацию. 7. Длинное стихотворение учите небольшими отрывками, не все сразу. Затем повторите его. Сделайте небольшой перерыв после повторения заученного стихотво рен ия или правила. 8. Вечером прочитайте ребенку то, что ему надо запомнить. Но не требуйте от него, чтобы он это повторил. Дополнительное прослушивание информации поможет ее запомнить и не приведет к переутомлению. А еще одно повторение по памяти может привести к перенапряж ению ребенка и утром он ничего не сможет вспом нить. 9. Делайте перерывы в занятиях. Самое вредное для здоровья ребенка держать его за столом до тех пор, пока все уроки не будут сделаны. Такая тактика не приносит полож ител ьны х результато в в учебе. 10. Дайте ребенку четкую короткую инструкцию для выполнения каждой части домаш него задания. II. Типо ва я програ м ма проф ила кт ики учеб ной неуспеш н ости. 1. Цель и задач и реализа ции прогр ам м ы. К основным категориям детей с рисками учебной неуспешности относятся следую щ ие категор ии : учащиеся с низкой академич еск ой успеваем остью ; учащиеся, у котор ых наблюдаются проблемы в поведении; дети из социально-неблагополучных семей и дети, находящиеся в трудной жизненно й ситуац ии. В зависимости от категории учащихся в каждой школе работа может быть выстро ена по следую щ им напр а вл ениям: 1. индиви дуализа ци я обучен ия; 2. психол ого -педаго гич еско е сопро во жден ие; 3. включ ение учащихся в систем у дополн ител ьно го образо ван ия, участие в конк у рсах и олимп иадах. Целью школьной программы является снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности за счет системного преодоления дефицитов организации образовательного процесса посредством разработки и поэтапного внедрения системной работы с участни кам и образовател ьны х отношен ий. Основ ным и задач а ми являю тся следу ю щ ие: 1. выявить причины затруднений учащихся по результатам мониторинга предметных и метапредметных результатов в рамках внутренней системы оценки качества образо вания; 2. обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспеш н ости; 3. включить в систему наставничества не менее 50% обучающихся, имеющих риски учебной неуспеш н ости; 4. обеспечить учет индивидуальных результатов каждого обучающегося всеми участникам и образо вательн ых отнош ений; 5. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учащихся с рисками учебной неуспеш нос ти и их родител ей (закон ны х представителей ); 6. обеспечить охват обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, програм м ам и дополнител ьного образования в соответств ии с их потреб ност ям и. 1. Целевы е пока зат ел и програ м м ы: Показатель 1. Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, у котор ых определены прич ины затруднений в усвоение учебного материала. Показатель 2. Разработаны индивидуальные планы по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспеш н ости. Показатель 3. Доля обучающихся, для которых разработаны и реализуются програ м мы наставнич ества по ликвидаци и затруднений. Показатель 4. Наличие документов, отражающих достижения и индивидуальный прогресс по достижению предметных, метапредментых результатов у 100% обучаю щ и хся. Пока зат ель 5. Разработан и утвержден график оказания психологической помощ и учащ имся и родител ям (законным предста вителям ) Пока зат ель 6. Доля обучаю щ ихся, имеющ и х риски учебной неуспешности, охвачены программами дополнительного образования в соответствии с их потребнос тям и; Показатель 7. Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности прини мают участие в конку рса х. Долю определяет сама образовательная организация в зависимости от услови й и категори й обучающ ихся с рискам и учебной неуспеш ности. 2. Мето ды сбор а и обраб о тки инфор м ации. диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов обуча ю щ ихся с рискам и учебной неуспеш н ости; проведение мониторинга качества образования в рамках школьной системы оценки качества образования. 3. Сроки реализа ции прогр а мм ы. № 1 Этап п/п Аналитикодиагностический 2 Основной 3 Практико- Сроки Августсентябрь 2022 года Октябрь-май 2023 года Апрель-май Содержание 1. Анализ исходного состояния и тенденций развития для понимания реальных возможностей и сроков исполнения программы. 1. Внедрение действенных механизмов реализаци и программы; 2. Промежуточный контроль реализации программы, предъявление промежуточного опыта школы 1. Реализация, анализ, обобщение результатов прогностический 2023 года повседневной работы школы; 2. Подведение итогов, осмысление результатов реализаци и Программы; 3. Оценка ее эффективности на основе достижения показателей. 5. Меры и меропр ият ия по достижению цели и задач. Перечень мероп риятий представлен в дорож но й карте (Прило ж ение 1). 6. Испо лнит ел и. Для управления реализацией данной программы создана группа в соста в котор о й входят: директо р школы; заместител и директора; руководител и школьны х методическ их объединений; представители родительского комитета. рабочая Приложение 1. Дорожная карта реализации программы Задачи Мероприятие, меры Сроки Ответственные 1.Выявить причины затруднений по результатам мониторинга предметных и метапредметных результатов в рамках ВСОКО Проведение мониторинга с целью: - определения затруднений при освоении основной образовательной программы; - выявления индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся Сентябрь – октябрь, 2022 г. Заместитель директора Габызян Е. В. 2. Обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности - проведение родительского собрания «Причины школьной неуспешности и пути ее преодоления»; - разработка индивидуальных планов по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности; - проведение мониторинга промежуточных итогов реализации индивидуальных планов по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности - проведение мониторинга динамики достижения планируемых результатов Октябрь, 2022 г. Заместитель директора Габызян Е. В. Октябрь, 2022 г. Заместитель директора Габызян Е. В. Ежемесячно, октябрь – апрель, 2022-2023 г. Заместитель директора Габызян Е. В. Апрель, 2023 г. Заместитель директора Габызян Е. В. Ожидаемый результат Карты затруднений по результатам мониторинга предметных и метапредметных результатов в рамках ВСОКО для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности Индивидуальные планы по ликвидации академической неуспеваемости Показатели Доля обучающихся, у которых определены причины затруднений в усвоении учебного материала разработаны индивидуальные планы по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности. 3. Обеспечить учет индивидуальны х результатов каждого обучающегося всеми участниками образовательных отношений; 4. Обеспечить психологопедагогическое сопровождение учащихся с рисками обучения. Разработка локального акта, регламентирующего учет индивидуальных результатов обучающихся; Проведение педагогического совета по согласованию локального акта, регламентирующего учет индивидуальных результатов обучающихся; Проведение родительских собраний с целью ознакомления всех участников образовательных отношений с локальным актом регламентирующи м учет индивидуальных результатов обучающихся; - заполнение документов, отражающих достижения и индивидуальный прогресс; представление результатов работы с документами, отражающими достижения и индивидуальный прогресс на классных часах; - проведение мониторинга заполнения документов, отражающих достижения и индивидуальный прогресс, с целью внесения изменений в индивидуальные планы и т. д. - проведение мониторинга с целью выявления группы детей, испытывающих различные трудности в обучении Август, 2022 г. Заместитель директора Габызян Е. В. документы, отражающие достижения и индивидуальный прогресс по достижению предметных, метапредментых результатов наличие документов, отражающих достижения и индивидуальный прогресс по достижению предметных, метапредметных результатов у 100% обучающихся. педагог-психолог, классные руководители пакет методик по проведению ранней диагностики на наличие признаков отставания в составлен примерный пакет диагностических методик. Август, 2022 г. Сентябрь, 2022 г. ежемесячно 1 раз в четверть Сентябрь, 2022 г. учебной неуспешности и их родителей (законных представителей ) 5. Обеспечить охват 100% обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями - составление графика консультаций для учащихся и их родителей. Сентябрь, 2022 г. педагог-психолог, классные руководители - анализ реальной структуры обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности и выявление их реальных объективных образовательных потребностей в занятиях организованным досугом (дополнительным образованием, внеурочной деятельностью); - проведение кампании по информированию детей и родителей целевой аудитории о возможности заниматься по программам дополнительного образования с выбором одной программы в рамках интересующей направленности (ярмарка программ, день открытых дверей); - организация возможности психолого-педагогического консультирования обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности по вопросу выбора Сентябрь, 2022 г. заместитель директора по воспитательной работе Хатламаджиян Е. Л., классные руководители достижении результатов освоения основной образовательной программы; график оказания психологической помощи учащимся и родителям (законным представителям) Аналитическая справка утвержден график оказания психологической помощи учащимся и родителям (законным представителям) Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, охвачены программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями; направленности и программы дополнительного образования; - проведение записи обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности на выбранную программу;