ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка, составляет в 7 классе – 134 часов (4 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 КЛАСС Общие сведения о языке Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа. Язык и речь Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование. Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации. Текст Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение). Структура текста. Абзац. Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение). Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Функциональные разновидности языка Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью). Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля. Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция. Морфология. Культура речи. Орфография. Морфология как раздел науки о языке (обобщение). Причастие Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль в речи. Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий. Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в некоторых формах причастий. Морфологический анализ причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Орфографический анализ причастий (в рамках изученного). Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного). Деепричастие Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка ударения в деепричастиях. Морфологический анализ деепричастий. Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями. Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного). Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом (в рамках изученного). Наречие Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства наречий. Роль в речи. Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий. Словообразование наречий. Морфологический анализ наречий. Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих. Орфографический анализ наречий (в рамках изученного). Слова категории состояния Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи. Служебные части речи Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных. Предлог Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов. Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные. Морфологический анализ предлогов. Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из – с, в – на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез. Правописание производных предлогов. Союз Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы. Морфологический анализ союзов. Правописание союзов. Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках изученного). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения. Частица Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола. Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с частицами. Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные. Морфологический анализ частиц. Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, таки, -ка. Междометия и звукоподражательные слова Междометия как особая группа слов. Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные. Морфологический анализ междометий. Звукоподражательные слова. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении. Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие сведения о языке Иметь представление о языке как развивающемся явлении. Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры). Язык и речь Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной и научно- популярной литературы (монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик. Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации. Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждениеразмышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов). Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120 слов; словарного диктанта объёмом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110–120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета. Текст Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические. Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка. Функциональные разновидности языка Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка). Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция). Владеть нормами построения текстов публицистического стиля. Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Система языка Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания. Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности. Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи. Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике. Морфология. Культура речи Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Причастие Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; определять синтаксические функции причастия. Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия. Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике. Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты. Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий, применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного). Деепричастие Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия. Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике. Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в предложении. Уместно использовать деепричастия в речи. Правильно ставить ударение в деепричастиях. Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями. Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного). Наречие Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи. Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках изученного), применять это умение в речевой практике. Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения. Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями. Слова категории состояния Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи. Служебные части речи Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи. Предлог Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги. Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания производных предлогов. Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Союз Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и. Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике. Частица Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами. Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц. Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике. Междометия и звукоподражательные слова Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи, характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе. Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике. Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями. Различать грамматические омонимы. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего К/ р Пр/р Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1 Язык как развивающееся явление Итого по разделу Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4159f6 1 Раздел 2. Язык и речь 2.1 Монолог и его виды 1 2.2 Диалог и его виды 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 2 Раздел 3. Текст 3.1 Основные признаки текста (повторение) 2 3.2 Информационная переработка текста. Смысловой анализ текста 2 1 3.3 Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи 4 2 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 8 Раздел 4. Функциональные разновидности языка 4.1 Публицистический стиль 4 4.2 Официально деловой стиль 2 Итого по разделу Библиотекаhttps://m.edsoo.ru/ 7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 6 Раздел 5. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия 5.1 Морфология как раздел науки о языке (обобщение) 1 5.2 Причастие как особая форма глагола 20 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 5.3 Деепричастие как особая форма глагола 14 5 5.4 Наречие 21 6 5.5 Слова категории состояния 2 5.6 Служебные части речи 1 5.7 Предлог 12 5 5.8 Союз 12 3 5.9 Частица 12 4 5.1 0 Междометия и звукоподражательные слова 4 2 5.1 1 Омонимия слов разных частей речи 2 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 101 Библиотека ЦОК Повторение пройденного материала 8 Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) 10 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 134 10 https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 33 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс № п/ п Электронные цифровые образовательны е ресурсы Тема урока всего К/р дата 1 Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа 2 Повторение. Орфография. Правописание гласных в корне слова (повторение изученного в 5 - 6 классах) 1 3.09. 3 Повторение. Орфография. Правописание приставок в слове 1 5.09 4 Повторение. Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное 1 6.09 5 Повторение. Морфология. Местоимение. Глагол. Правописание 1 9.09 6 Контрольная работа / диктант с грамматическим заданием 1 7 Монолог и его виды 1 12.09 8 Диалог и его виды 1 13.09 9 Сочинение на лингвистическую тему 1 2.09.24 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a275e00 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a2760da 10.09 https://m.edsoo.ru/f a27640e 16.09 10 Текст как речевое произведение 1 17.09 11 Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте 1 19.09 12 Тезисный план текста 1 20.09 13 Тезисный план текста. Практикум 1 23.09 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a2766fc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a276d96 14 Рассуждение как функциональносмысловой тип речи 24.09 1 15 Рассуждение как функциональносмысловой тип речи. Практикум 1 26.09 16 Основные виды текста-рассуждения 1 27.09 17 Основные виды текста-рассуждения. Практикум 1 30.09 18 Сочинение-рассуждение на тему 1 19 Функциональные разновидности языка 1 20 21 Публицистический стиль Основные жанры публицистического стиля 1 7.10 22 Основные жанры публицистического стиля. Практикум 1 8.10 23 Официально-деловой стиль 1 10.10 1 25 Сочинение на тему 1 26 Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a276c06 1.10.24 4.10 1 Основные жанры делового стиля. Инструкция https://m.edsoo.ru/f a276a4e 3.10 1 24 Библиотека ЦОК 11.10 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a2775f2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27771e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a277976 https://m.edsoo.ru/f a277bf6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a278042 14.10 15.10 27 Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола 1 17.10 28 Признаки глагола и прилагательного у причастия 1 18.10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a2782d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27840c 29 Причастный оборот 1 21.10 30 Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом 1 22.10 31 Действительные и страдательные причастия 1 24.10 32 Полные и краткие формы причастий 1 25.10 33 Причастия настоящего и прошедшего времени 1 7.11.24 34 Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени 1 8.11 35 Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум 36 Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени 37 Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум 1 1 1 11.11 12.11 14.11 38 Правописание гласных перед Н и НН в полных причастиях 1 15.11 39 Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Практикум 1 18.11 40 Правописание гласных перед Н и НН 1 19.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27893e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a278b96 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a278cc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a278fc4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a2790f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27921c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a2796b8 в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных 41 Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных 1 21.11 42 Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных 1 22.11 43 44 Морфологический анализ причастия Сочинение/изложение 25.11 1 1 1 26.11 45 Правописание НЕ с причастиями 1 28.11 46 Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 1 29.11 47 Повторение темы "Причастие как особая форма глагола". Практикум 48 Контрольный диктант с заданием. 49 Понятие о деепричастии. Деепричастие как особая форма глагола 2.12.24 1 1 1 1 3.12 5.12 50 Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия в деепричастии 1 6.12 51 Деепричастный оборот 1 9.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a279942 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a279564 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a278a74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a279bae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a279ec4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a279ffa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27a11c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27a356 52 Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом 10.12 1 53 Правописание НЕ с деепричастиями 1 12.12 54 Правописание НЕ с деепричастиями. Практикум 1 13.12 55 Деепричастия совершенного и несовершенного вида 1 16.12 56 Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Практикум 1 17.12 57 Деепричастия совершенного и несовершенного вида в тексте. Подготовка к сочинению 1 19.12 58 Сочинение-описание картины 1 1 Морфологический анализ деепричастия 1 23.12 60 Морфологический анализ деепричастия. Практикум 1 24.12 61 Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом. Практикум 1 26.12 62 Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола". Нормы употребления деепричастий 1 27.12 63 Повторение темы "Деепричастие как особая форма глагола". Практикум 1 28.12 64 Контрольная работа по теме "Деепричастие" 1 65 Наречие как часть речи 1 66 Разряды наречий по значению 1 https://m.edsoo.ru/f a27a694 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27b03a 20.12 59 1 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27aec8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27b792 9.01.25 10.01 13.01 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27b8f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27ba62 67 Разряды наречий по значению. Практикум 1 14.01 68 Степени сравнения наречий 1 16.01 69 Степени сравнения наречий. Практикум 1 17.01 70 Словообразование наречий 1 20.01 71 Морфологический анализ наречия 72 Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е) 1 23.01 73 Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е). Практикум 1 24.01 1 21.01 74 Дефис между частями слова в наречиях 75 Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных 1 28.01 76 Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Практикум 1 30.01 1 27.01 77 Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е) 1 31.01 78 Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е). Практикум 1 3.02.25 79 Буквы о и е после шипящих на конце наречий 1 4.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27c3d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27c6ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27ca02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27cb6a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27cd90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27d088 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27d5a6 80 Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Практикум 6.02 1 81 Буквы о и а на конце наречий 1 7.02 82 Буквы о и а на конце наречий. Практикум 1 10.02 83 Мягкий знак после шипящих на конце наречий 1 11.02 84 Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Практикум 1 13.02 85 Повторение темы «Наречие» 1 14.02 86 87 88 89 90 91 Диктант с грамматическим заданием 1 Слова категории состояния в системе частей речи 1 Слова категории состояния и наречия 1 Служебные части речи в русском языке Предлог как часть речи Предлог как часть речи 1 1 17.02 18.02 20.02 21.02 24.02 25.02 1 1 92 Предлоги производные и непроизводные 1 27.02 93 Предлоги производные и непроизводные. Практикум 1 28.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27d83a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27d9c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27dd9e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27df1a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27e262 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27e5b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27e866 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27ef3c 94 Предлоги простые и составные 1 3.03.25 95 Предлоги простые и составные. 1 4.03 96 Правописание предлогов 1 6.03 97 Правописание предлогов. Практикум 1 7.03 98 99 Употребление предлогов в речи Употребление предлогов в речи 1 1 10.03 11.03 100 Употребление предлогов в речи. Практикум 1 13.03 101 Морфологический анализ предлога 1 14.03 102 Повторение темы «Предлог» 1 17.03 103 Повторение темы «Предлог». Практикум 1 18.03 104 Союз как часть речи 1 20.03 105 Разряды союзов 1 21.03 106 Разряды союзов. Практикум 1 3.04.25 107 Сочинительные союзы 1 4.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27eb0e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27ec44 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27f450 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27f586 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27f978 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a27fbd0 Библиотека ЦОК 108 Подчинительные союзы 1 109 Правописание союзов 1 7.04 110 Правописание союзов. Практикум 1 8.04 https://m.edsoo.ru/f a27fe82 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a2804ea 111 Союзы и союзные слова 1 10.04 112 Союзы в простых и сложных предложениях 1 11.04 113 Морфологический анализ союза 1 14.04 114 Повторение темы «Союз» 1 15.04 115 Повторение темы «Союз». Практикум 1 17.04 116 Частица как часть речи 1 18.04 117 Разряды частиц 1 21.04 118 Разряды частиц. Практикум 1 22.04 119 Правописание частиц 1 24.04 120 Правописание частицы НЕ 1 25.04 121 Правописание частицы НЕ. Практикум 1 28.04 122 Разграничение частиц НЕ и НИ 1 29.04 123 Разграничение частиц НЕ и НИ. Практикум 1 5.05.25 124 Морфологический анализ частицы 1 6.05 125 Повторение темы «Частица» 1 8.05 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f a280634 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f ba948f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f ba94d6a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f ba9510c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f ba95a26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f ba95918 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f ba9562a 126 Повторение темы «Частица». Практикум 1 12.05 127 Повторение темы «Служебные части речи». Практикум 1 13.05 128 Междометия и звукоподражательные слова в системе частей речи 1 15.05 129 Междометия и звукоподражательные слова. Практикум 1 16.05 130 Морфологический анализ междометия 1 19.05 131 Междометия и звукоподражательные слова в разговорной и художественной речи. Практикум 20.05 1 132 Контрольная итоговая работа за курс 7 класса 1 133 Омонимия слов разных частей речи. 1 23.05 134 Повторение за год. 1 26.05.25 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 134 1 10 22.05 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f ba95e86 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f ba96340 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. русский язык. 7 класс. В двух частях. Москва. «Просвещение». 2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. Москва. «Просвещение». 2022 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ