Рабочая программа по ИЗО 5-7 класс 2024-2025 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному
искусству составлена на основе требований к результатам освоения
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в
себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, фотографии, функции художественного изображения
в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по
изобразительному искусству являются формирование активного отношения к
традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой
ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и
бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты
человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на
психовозрастные особенности развития обучающихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение
разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в
пространственных
формах
духовных
ценностей,
формирование
представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни
общества;

формирование у обучающихся представлений об отечественной и
мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и
преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством
различных художественных материалов в разных видах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта
художественного творчества в компьютерной графике и анимации,
фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических
визуальных способностей;
овладение
представлениями
о
средствах
выразительности
изобразительного искусства как способах воплощения в видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих
позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного
искусства, – 102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне
основного общего образования структурировано по 4 модулям (3
инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные модули реализуются
последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может
быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких
классах или во внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства
и художественная фотография» (вариативный)
Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает
содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в

отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений
обучающихся. Последовательность изучения модулей определяется
психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом
системности обучения и опытом педагогической работы.
В связи с тем, что уроки ИЗО в 5 и 6 классах приходятся на праздничные
дни, темы:
- в 5 классе «Одежда говорит о человеке: изображение фигур людей
в костюмах для коллективной работы «Бал во дворце» и «Одежда
говорит о человеке: завершаем коллективную работу «Бал во
дворце» будут объединены и даны блочно.
- в 6 классе темы: «Великие портретисты прошлого: выполняем
исследовательский проект» и «Портрет в изобразительном
искусстве ХХ века: выполняем исследовательский проект»
объединены и даны блочно.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство».
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве.
Декоративно-прикладное искусство и его виды.
прикладное искусство и предметная среда жизни людей.

Декоративно-

Древние корни народного искусства.
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и
эпосом.
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов
быта, их значение в характере труда и жизненного уклада.
Образно-символический язык народного прикладного искусства.
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы,
росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в
процессе практической творческой работы.
Убранство русской избы.
Конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и
символического – в её постройке и украшении.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве
русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского
искусства.
Выполнение рисунков – эскизов орнаментального декора крестьянского
дома.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.
Декоративные элементы жилой среды.
Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора
традиционной постройки жилого дома в любой природной среде. Мудрость
соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для
каждого народа.
Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости
их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.
Народный праздничный костюм.
Образный строй народного праздничного костюма – женского и
мужского.
Традиционная
конструкция
русского
женского
северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты.

костюма

–

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для
различных регионов страны.
Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и
обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в
народной вышивке. Символическое изображение женских фигур и образов
всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов
текстильных промыслов в разных регионах страны.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов,
выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт
национального своеобразия.
Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов
народного творчества.
Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию
коллективного панно на тему традиций народных праздников.
Народные художественные промыслы.

Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство
и ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных
художественных промыслов народов России.

ремёсел

и

происхождение

Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с региональнонациональным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа,
шерсть и лён).
Традиционные древние образы в современных игрушках народных
промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные
элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки.
Местные промыслы игрушек разных регионов страны.
Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского
промысла. Травный узор, «травка» – основной мотив хохломского
орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора в произведениях
промысла.
Последовательность
выполнения
травного
орнамента.
Праздничность изделий «золотой хохломы».
Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории.
Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь –
традиционные мотивы орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы,
основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи.
Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории
промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и
кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка,
тональный контраст, сочетание пятна и линии.
Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла.
Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения
росписей. Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных
букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения.
Древние традиции художественной обработки металла в разных
регионах страны. Разнообразие назначения предметов и художественнотехнических приёмов работы с металлом.

Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра –
роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение
искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы.
Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций
отечественной культуры.
Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров
художественных промыслов.
Отражение в изделиях народных промыслов
исторических, духовных и культурных традиций.

многообразия

Народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и
духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России.
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов.
Роль декоративно-прикладного
цивилизаций.

искусства

в

культуре

древних

Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества,
традиций быта и ремесла, уклада жизни людей.
Характерные
признаки
произведений
декоративно-прикладного
искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных
эпох.
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов.
Выражение образа человека, его положения в обществе и характера
деятельности в его костюме и его украшениях. Украшение жизненного
пространства: построений, интерьеров, предметов быта – в культуре разных
эпох.
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека.
Многообразие материалов и техник современного декоративноприкладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен,
роспись по ткани, моделирование одежды).

Символический знак в современной
указующий или декоративный знак.

жизни:

эмблема,

логотип,

Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные
украшения предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в
проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и
намерений.
Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и
повседневный. Праздничное оформление школы.
6 КЛАСС
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура».
Общие сведения о видах искусства.
Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные,
конструктивные
и
декоративные
виды
пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зритель:
зрительские умения, знания и творчество зрителя.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства.
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы,
их особые свойства.
Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника.
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий
рисунок.
Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата.
Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.
Линейные графические рисунки и наброски. Тон и тональные
отношения: тёмное – светлое.
Ритм и ритмическая организация плоскости листа.
Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности,
физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета,
дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве:
холодный и тёплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные
памятники, парковая скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в

скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды
рельефа.
Жанры изобразительного искусства.
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для
сравнения и анализа произведений изобразительного искусства.
Предмет
изображения,
сюжет
и
содержание
произведения
изобразительного искусства.
Натюрморт.
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и
появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объёмного изображения
предметов на плоскости.
Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка
зрения и точка схода, правила перспективных сокращений.
Изображение окружности в перспективе.
Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы.
Сложная пространственная форма и выявление её конструкции.
Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых
геометрических фигур.
Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.
Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».
Особенности освещения «по свету» и «против света».
Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по
представлению.
Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков.
Особенности графических техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах
европейских и отечественных живописцев. Опыт создания живописного
натюрморта.
Портрет.
Портрет как образ определённого реального человека. Изображение
портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном
изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи.
Великие портретисты в европейском искусстве.
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве.
Великие портретисты в русской живописи.
Парадный и камерный портрет в живописи.

Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в. –
отечественном и европейском.
Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение
лицевой и черепной частей головы.
Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие
графических средств в изображении образа человека. Графический
портретный рисунок с натуры или по памяти.
Роль освещения головы при создании портретного образа.
Свет и тень в изображении головы человека.
Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его социального положения и образа
эпохи в скульптурном портрете.
Значение
свойств художественных материалов
в
создании
скульптурного портрета.
Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном
портретном образе в произведениях выдающихся живописцев.
Опыт работы над созданием живописного портрета.
Пейзаж.
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в
средневековом искусстве и в эпоху Возрождения.
Правила построения линейной перспективы в изображении
пространства.
Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и
дальнего планов при изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения.
Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и
постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и
колористической изменчивости состояний природы.
Живописное изображение различных состояний природы. Пейзаж в
истории русской живописи и его значение в отечественной культуре.
История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной
живописи XIX в.
Становление образа родной природы в произведениях А.Венецианова и
его учеников: А.Саврасова, И.Шишкина. Пейзажная живопись И.Левитана и
её значение для русской культуры. Значение художественного образа
отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.
Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа
своей Родины.

Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства
выразительности в графическом рисунке и многообразие графических
техник.
Графические зарисовки и графическая композиция на темы
окружающей природы.
Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в
понимании образа города.
Город как материальное воплощение отечественной истории и
культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического
образа в жизни современного города.
Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и
ритмическая организация плоскости изображения.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства
разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей
в понимании истории человечества и современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника.
Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и
ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении.
Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в
организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех
компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве.
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных
событий в жизни общества.
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от
сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная
картина и другие.
Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в
развитии отечественной культуры.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины
в творчестве В. Сурикова и других. Исторический образ России в картинах
ХХ в.
Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы
художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и
работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции,
работа над холстом.
Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на
собранный материал по задуманному сюжету.

Библейские темы в изобразительном искусстве.
Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов
Священной истории в европейской культуре.
Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как
«духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений.
Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля,
Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и других. Библейские
темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа
народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В.
Поленов. «Христос и грешница»). Иконопись как великое проявление
русской культуры. Язык изображения в иконе – его религиозный и
символический смысл.
Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва,
Феофана Грека, Дионисия.
Работа над эскизом сюжетной композиции.
Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира
в изобразительном искусстве.
7 КЛАСС
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки –
конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметнопространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в
ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о
жизни людей в разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи
сохранения культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного
развития. Единство функционального и художественного – целесообразности
и красоты.
Графический дизайн.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой
деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных
искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет,
буква, текст и изображение.

Формальная композиция как композиционное построение на основе
сочетания геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость
элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия
и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс,
акцент, замкнутость или открытость композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным
ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой
акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма
буквы как изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента
плоскостной композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква –
изобразительный элемент композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный
графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый
логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при
соединении текста и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык
плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе,
поздравительной открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление
книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа
или на основе компьютерных программ.
Макетирование объёмно-пространственных композиций.
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная
организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как
«чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и
способы его обозначения на макете.

Выполнение
практических
работ
по
созданию
объёмнопространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь
объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление
простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние
объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме
конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного
соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в
изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечнобалочная конструкция – архитектура сводов, каркасная каменная
архитектура, металлический каркас, железобетон и язык современной
архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция
вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ
формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота – наиболее полное
выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на
изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их
функций и материала изготовления.
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее
значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы
объектов архитектуры и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с
использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как
отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и
развития производственных возможностей. Художественно-аналитический
обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной,
художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в
предметно-пространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в
виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по
фотографиям и другим видам изображения.

Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и
завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её
технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект
«перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня
материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема
урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного
города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки
городской среды и их связь с образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и
реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение
практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного
стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических
кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых
архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской
среды и индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство
пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и
прочие), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и
другое.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна
объектов городской среды» в виде создания коллажнографической
композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и
построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды
интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи.
Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев.
Зонирование
интерьера
–
создание
многофункционального
пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи
в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной
композиции.

Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в
единстве с ландшафтно-парковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта
русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия.
Традиции графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного
участка в виде схемы-чертежа.
Единство
эстетического
и
функционального
в
объёмнопространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального
заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и
возможностей.
Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада.
Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как
параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и
формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе
жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная
субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный
стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн
современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной,
вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального
поведения, рекламой, общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и
строительства нового мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего
образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с
ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся,
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, социализация личности.
Программа
призвана
обеспечить
достижение
обучающимися
личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у
обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и
социально значимые качества личности, духовно-нравственное развитие
обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию
и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально
значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций,
истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве.
Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты
отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства,
посвящённых различным подходам к изображению человека, великим
победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической
красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в
изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения
символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе
собственной художественно-практической деятельности обучающегося,
который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому
созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное
приобщение обучающихся к традиционным российским духовнонравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и
гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство личной
причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый

язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках изобразительного
искусства происходит изучение художественной культуры и мировой
истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся.
Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных
народов и красоты различных национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных
проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности,
способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В
искусстве
воплощена
духовная
жизнь
человечества,
концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный
мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета.
Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие
творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося,
осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная
и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству
способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к
миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это
воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра
эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое,
высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и
в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов,
веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание
является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых
отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к
их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу
человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и
ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях
соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного
отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно,
то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий
мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов
на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурноисторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем, активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, формирование нравственноэстетического отношения к природе воспитывается в процессе
художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно
должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой
работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из
них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как
навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками,
формирование умений преобразования реального жизненного пространства и
его оформления, удовлетворение от создания реального практического
продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату,
понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества,
коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования
к определённым заданиям программы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся
имеет значение организация пространственной среды общеобразовательной
организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками
(а не только потребителями) её создания и оформления пространства в
соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся,
как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной
организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на
формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни
обучающихся.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные
представления и сенсорные способности как часть универсальных
познавательных учебных действий:
 сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
 характеризовать форму предмета, конструкции;
 выявлять положение предметной формы в пространстве;
 обобщать форму составной конструкции;
 анализировать структуру предмета, конструкции, пространства,
зрительного образа;
 структурировать предметно-пространственные явления;
 сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого
и предметов между собой;
 абстрагировать образ реальности в построении плоской или
пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть универсальных познавательных
учебных действий:
 выявлять и характеризовать существенные признаки явлений
художественной культуры;
 сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций
эстетических категорий явления искусства и действительности;
 классифицировать
произведения
искусства
по
видам
и,
соответственно, по назначению в жизни людей;
 ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
 вести исследовательскую работу по сбору информационного
материала по установленной или выбранной теме;
 самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам
наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои
позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:
 использовать различные методы, в том числе электронные
технологии, для поиска и отбора информации на основе
образовательных задач и заданных критериев;
 использовать электронные образовательные ресурсы;






уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в произведениях
искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную
тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах,
тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.

Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:









понимать искусство в качестве особого языка общения –
межличностного (автор – зритель), между поколениями, между
народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к
эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное
отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями
участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая
свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить
общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и
учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать
цель совместной деятельности и строить действия по её достижению,
договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей
роли в достижении общего результата.

Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий:
 осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат
выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели
совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей
учебной деятельности;

планировать пути достижения поставленных целей, составлять
алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных, познавательных, художественнотворческих задач;
 уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к
используемым материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
как часть универсальных регулятивных учебных действий:
 соотносить
свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
 владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных
действий:
 развивать
способность управлять собственными эмоциями,
стремиться к пониманию эмоций других;
 уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного
восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
 развивать
свои
эмпатические
способности,
способность
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
 признавать своё и чужое право на ошибку;
 работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в
учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со
сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному
искусству:
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства:
народного, классического, современного, искусства, промыслов;
понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми
потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и
жилой среде;

иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о
мифологическом и магическом значении орнаментального оформления
жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних
орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые
функции декоративно-прикладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в
организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли
человека, в оформлении предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по
материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, другие
материалы), уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений
декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись,
вышивка, ткачество, плетение, ковка, другие техники;
знать специфику образного языка декоративного искусства – его
знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический,
растительный, зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого
создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в
построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных
творческих декоративных работах;
владеть практическими навыками стилизованного – орнаментального
лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого
изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических
персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного
мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к
природе, к добру и злу, к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков
народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь,
птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного
крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять
функциональное, декоративное и символическое единство его деталей,
объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и
памятник архитектуры;

иметь практический опыт изображения характерных традиционных
предметов крестьянского быта;
освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный
строй и символическое значение его декора, знать о разнообразии форм и
украшений народного праздничного костюма различных регионов страны,
уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
осознавать произведения народного искусства как бесценное
культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные
духовные ценности;
знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных
жилищ разных народов, например, юрты, сакли, хаты-мазанки, объяснять
семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой,
трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного
оформления жизнедеятельности – быта, костюма разных исторических эпох
и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и
Рим, Европейское Средневековье), понимать разнообразие образов
декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой
конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся
историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного
ремесла в современной жизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов,
о соотношении ремесла и искусства;
называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных
народных художественных промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях
современных народных промыслов;
уметь
перечислять
материалы,
используемые
в
народных
художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу
изготовления и технике декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в
произведениях народных промыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при
создании изделий некоторых художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали
или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;

характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб,
эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт
творческого создания эмблемы или логотипа;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь
представление о значении и содержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной
художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной
среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное
назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративноприкладного искусства, различать по материалам, технике исполнения
художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и другое;
иметь навыки коллективной практической творческой работы по
оформлению пространства школы и школьных праздников.
К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному
искусству:
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
характеризовать различия между пространственными и временными
видами искусства и их значение в жизни людей;
объяснять причины деления пространственных искусств на виды;
знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их
назначение в жизни людей.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
различать и характеризовать традиционные художественные материалы
для графики, живописи, скульптуры;
осознавать значение материала в создании художественного образа,
уметь различать и объяснять роль художественного материала в
произведениях искусства;
иметь практические навыки изображения карандашами разной
жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью,
лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие
доступные художественные материалы;
иметь представление о различных художественных техниках в
использовании художественных материалов;
понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных
форм;

знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные
геометрические тела на двухмерной плоскости;
знать понятия графической грамоты изображения предмета
«освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая
тень» и уметь их применять в практике рисунка;
понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь
опыт их визуального анализа;
обладать навыком определения конструкции сложных форм,
геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между
собой пропорции частей внутри целого;
иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности
линии;
иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную
учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;
знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные
цвета, дополнительные цвета – и значение этих знаний для искусства
живописи;
определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения»,
«цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и
акварелью;
иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления
о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в
изображении предметов или животных.
Жанры изобразительного искусства:
объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять
жанры;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и
содержанием произведения искусства.
Натюрморт:
характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи
истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской
живописи Нового времени;
рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли
натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные
произведения отечественных художников;
знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и
изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
знать об освещении как средстве выявления объёма предмета, иметь
опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного

расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного
соотношения всех применяемых средств выразительности;
иметь опыт создания графического натюрморта;
иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.
Портрет:
иметь представление об истории портретного изображения человека в
разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке;
уметь сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего
Рима, эпохи Возрождения и Нового времени;
понимать, что в художественном портрете присутствует также
выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника;
узнавать произведения и называть имена нескольких великих
портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело, Рембрандт и других портретистов);
уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном
искусстве, называть имена великих художников-портретистов (В.
Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И.
Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и другие авторы);
знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы
человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;
иметь представление о способах объёмного изображения головы
человека, создавать зарисовки объёмной конструкции головы, понимать
термин «ракурс» и определять его на практике;
иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о
выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;
иметь начальный опыт лепки головы человека;
иметь опыт графического портретного изображения как нового для себя
видения индивидуальности человека;
иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о
разнообразии графических средств в изображении образа человека;
уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при
создании художественного образа;
иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в
создании портретного образа как средства выражения настроения, характера,
индивидуальности героя портрета;
иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. – западном и
отечественном.
Пейзаж:

иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в
эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;
знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их
в рисунке;
уметь определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода,
низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и
угловая перспектива;
знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на
практике;
характеризовать особенности изображения разных состояний природы в
романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и
постимпрессионистов;
иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;
иметь представление об особенностях пленэрной живописи и
колористической изменчивости состояний природы;
знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи,
характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И.
Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору);
уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ
отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины;
иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных
состояний природы;
иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы
по памяти и представлению;
иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития
интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;
иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или
представлению;
иметь навыки восприятия образности городского пространства как
выражения самобытного лица культуры и истории народа;
понимать и объяснять роль культурного наследия в городском
пространстве, задачи его охраны и сохранения.
Бытовой жанр:
характеризовать роль изобразительного искусства в формировании
представлений о жизни людей разных эпох и народов;
уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая
живопись», «монументальная живопись», перечислять основные жанры
тематической картины;

различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине, выявлять
образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о композиции как целостности в организации
художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов
художественного произведения;
уметь объяснять значение художественного изображения бытовой
жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни;
осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и
одновременно единство мира людей;
иметь представление об изображении труда и повседневных занятий
человека в искусстве разных эпох и народов, различать произведения разных
культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям
(Древний Египет, Китай, античный мир и другие);
иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте
традиций их искусства;
характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько
примеров произведений европейского и отечественного искусства;
иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной
жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению
окружающей действительности.
Исторический жанр:
характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять
его значение для жизни общества, уметь объяснить, почему историческая
картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного
искусства;
знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как
«Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие
картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;
иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве
отечественных художников ХХ в.;
уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические
темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;
узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид»
Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли;
знать характеристики основных этапов работы художника над
тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы
над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;

иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему
(художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над
композицией.
Библейские темы в изобразительном искусстве:
знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать
сюжеты Священной истории в произведениях искусства;
объяснять значение великих – вечных тем в искусстве на основе
сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции
разных поколений;
знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих
европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская
мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение
блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и другие произведения, в
скульптуре «Пьета» Микеланджело и других скульптурах;
знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;
уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на
библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос
в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В.
Поленова и других картин;
иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной
на библейские темы;
иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах:
Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии;
воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и
высокое достижение отечественной культуры;
объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений
искусства на основе художественной культуры зрителя;
рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре,
в жизни общества, в жизни человека.
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному
искусству:
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды
искусства, то есть искусства художественного построения предметнопространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека;

рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства,
установки и поведение человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует
деятельность человека и представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в
архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы
языка конструктивных искусств;
объяснять основные средства – требования к композиции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формальной
композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в
зависимости от поставленных задач;
выделять
при
творческом
построении
композиции
листа
композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и
статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в
конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту,
объединённые одним стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв,
объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной
композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание
текста, различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых
гарнитур, иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции
(буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов
графической композиции;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы,
торговой марки, различать шрифтовой и знаковый виды логотипа, иметь
практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;

иметь
творческий
опыт
построения
композиции
плаката,
поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и
изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне
журнала, иметь практический творческий опыт образного построения
книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как
макета архитектурного пространства в реальной жизни;
уметь выполнять построение макета пространственно-объёмной
композиции по его чертежу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние
объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на
организацию жизнедеятельности людей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных
конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;
иметь
представление,
как
в
архитектуре
проявляются
мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение
архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;
иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурнохудожественных стилей разных эпох, выраженных в постройках
общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в
организации городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в
культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и
материалов, рассуждать о социокультурных противоречиях в организации
современной городской среды и поисках путей их преодоления;
знать о значении сохранения исторического облика города для
современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего
фактора исторической памяти и понимания своей идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять
планировку города как способ организации образа жизни людей;
знать различные виды планировки города, иметь опыт разработки
построения городского пространства в виде макетной или графической
схемы;
характеризовать
эстетическое
и
экологическое
взаимное
сосуществование природы и архитектуры, иметь представление о традициях
ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;

объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в
установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании»
городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и
образного в построении формы предметов, создаваемых людьми, видеть
образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;
объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при
построении предметного мира, объяснять характер влияния цвета на
восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для
конкретных задач жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его
ценностные позиции и конкретные намерения действий, объяснять, что такое
стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох,
характеризовать понятие моды в одежде;
объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его
ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер
деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов
композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды,
сравнивать функциональные особенности современной одежды с
традиционными функциями одежды прошлых эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме
«Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для
разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и других);
различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа,
иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном
бытовании, иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и
опыт бытового макияжа, определять эстетические и этические границы
применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
По результатам реализации вариативного модуля обучающийся получит
следующие предметные результаты по отдельным темам программы по
изобразительному искусству.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС. МОДУЛЬ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Практические
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Введение

1

2

Древние корни народного искусства

9

8

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

3

Связь времен в народном искусстве

9

7

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

4

Декор - человек, общество, время

8

5

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

5

Декоративное искусство в
современном мире

6

6

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

33

26

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

6 КЛАСС. МОДУЛЬ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Практические
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Виды изобразительного искусства и
основы образного языка

7

7

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

2

Мир наших вещей. Натюрморт

6

6

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

3

Вглядываясь в человека. Портрет

9

7

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

4

Пространство и время в
изобразительном искусстве. Пейзаж и
тематическая картина

11

9

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

33

29

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Практические
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Архитектура и дизайн –
конструктивные виды искусства

1

1

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

2

Графический дизайн

8

7

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

3

Макетирование объемнопространственных композиций

7

3

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

4

Дизайн и архитектура как среда жизни
человека

10

8

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

5

Образ человека и индивидуальное
проектирование

8

8

https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299

34

27

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Практические
работы

Всего

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Декоративно-прикладное искусство и
человек: обсуждаем многообразие
прикладного искусства

1

0

06.09.2024

РЭШ

2

Древние образы в народном искусстве:
выполняем рисунок или лепим узоры

1

1

13.09.2024

РЭШ

3

Древние образы в народном искусстве:
выполняем рисунок или лепим узоры

1

1

20.09.2024

РЭШ

4

Убранство русской избы: выполняем
фрагмент украшения избы

1

1

27.09.2024

РЭШ

5

Внутренний мир русской избы:
изображение крестьянского интерьера

1

1

04.10.2024

РЭШ

6

Конструкция и декор предметов
народного быта: выполняем эскиз формы
прялки или посуды

1

1

11.10.2024

РЭШ

7

Конструкция и декор предметов
народного быта (продолжение):
выполняем роспись эскиза прялки или
посуды

1

1

18.10.2024

РЭШ

8

Русская народная вышивка: выполняем
эскиз орнамента вышивки полотенца

1

1

25.10.2024

РЭШ

9

Народный праздничный костюм:

1

0

08.11.2024

РЭШ

выполняем эскиз народного
праздничного костюма северных или
южных районов России, выполняем
орнаментализацию народного
праздничного костюма
10

Народные праздничные обряды:
проводим конкурсы, ролевые и
интерактивные игры или квесты

1

1

15.11.2024

РЭШ

11

Древние образы в современных
народных игрушках: создаем
пластическую форму игрушки

1

0

22.11.2024

РЭШ

12

Древние образы в современных
народных игрушках (продолжение):
выполняем роспись игрушки

1

1

29.11.2024

РЭШ

13

Искусство Гжели: осваиваем приемы
росписи

1

1

06.12.2024

РЭШ

14

Городецкая роспись: выполняем
творческие работы

1

1

13.12.2024

РЭШ

15

Золотая Хохлома: выполняем роспись

1

1

20.12.2024

РЭШ

16

Искусство Жостова: выполняем
аппликацию фрагмента росписи

1

1

27.12.2024

РЭШ

17

Искусство лаковой живописи
(Федоскино, Палех, Мстера, Холуй):
выполняем творческие работы по
мотивам произведений лаковой
живописи

1

1

10.01.2025

РЭШ

18

Щепа. Роспись по лубу и дереву.
Тиснение и резьба по бересте: выполняем

1

1

17.01.2025

РЭШ

творческую работу по мотивам
мезенской росписи
19

Роль народных художественных
промыслов в современной жизни:
конкурс поисковых групп и экспертов

1

0

24.01.2025

РЭШ

20

Зачем людям украшения: социальная
роль декоративного искусства

1

1

31.01.2025

РЭШ

21

Роль декоративного искусства в жизни
древнего общества. Древний Египет:
выполняем эскизы на темы
«Алебастровая ваза», «Ювелирные
украшения», «Маска фараона»

1

0

07.02.2025

РЭШ

22

Роль декоративного искусства в жизни
древнего общества. Древний Египет
(продолжение). Завершение работы по
темам «Алебастровая ваза», «Ювелирные
украшения», «Маска фараона»

1

1

14.02.2025

РЭШ

23

Одежда говорит о человеке: выполняем
коллективную работу «Бал во дворце»
(интерьер)

1

1

21.02.2025

РЭШ

1

1

28.02.2025

РЭШ

1

0

07.03.2025

РЭШ

24

Одежда говорит о человеке
(продолжение 1): изображение фигур
людей в костюмах для коллективной
работы «Бал во дворце»
Одежда говорит о человеке (продолжение 2):
завершаем коллективную работу «Бал во
дворце»

25

О чем рассказывают нам гербы и
эмблемы: создаем композицию эскиза

герба
26

О чем рассказывают нам гербы и
эмблемы (продолжение): создаем эскиз
герба в цвете

1

1

14.03.2025

РЭШ

27

Роль декоративного искусства в жизни
человека и общества: определяем роль
декоративно-прикладного искусства в
жизни современного человека и
обобщаем материалы по теме

1

0

21.03.2025

РЭШ

28

Современное выставочное пространство:
выполняем проект эскиза панно для
школьного пространства

1

1

04.04.2025

РЭШ

29

Лоскутная аппликация, или коллаж:
выполняем практическую работу по
созданию лоскутной аппликации

1

1

11.04.2025

РЭШ

30

Витраж в оформлении интерьера школы:
выполняем коллективную практическую
работу

1

1

18.04.2025

РЭШ

31

Нарядные декоративные вазы:
выполняем практическую работу по
изготовлению декоративной вазы

1

1

25.04.2025

РЭШ

32

Декоративные игрушки из мочала:
выполняем коллективную работу в
материале

1

1

16.05.2025

РЭШ

33

Декоративные куклы: выполняем
практическую работу по изготовлению
куклы

1

1

23.05.2025

РЭШ

33

26

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Практические
работы

Всего

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Пространственные искусства.
Художественные материалы: выполняем
пробы различных живописных и
графических материалов и инструментов

1

1

06.09.2024

РЭШ

2

Рисунок — основа изобразительного
творчества: зарисовки с натуры осенних
трав, ягод, листьев; зарисовки
письменных принадлежностей. Линия и
ее выразительные возможности. Ритм
линий: изображаем в графике разное
настроение, или травы на ветру

1

1

13.09.2024

РЭШ

3

Пятно как средство выражения. Ритм
пятен: рисуем природу

1

1

20.09.2024

РЭШ

4

Цвет. Основы цветоведения: рисуем
волшебный мир цветной страны

1

1

27.09.2024

РЭШ

5

Цвет в произведениях живописи: создаем
по воображению букет золотой осени на
цветном фоне, передающего радостное
настроение

1

1

04.10.2024

РЭШ

6

Объемные изображения в скульптуре:
создаем образ животного

1

1

11.10.2024

РЭШ

7

Основы языка изображения: определяем

1

0

18.10.2024

РЭШ

роль изобразительного искусства в своей
жизни и обобщаем материал, изученный
ранее
8

Изображение предметного мира: создаем
натюрморт в технике аппликация

1

1

25.10.2024

РЭШ

9

Многообразие форм окружающего мира:
рисуем сосуды, животных, человека из
разных геометрических фигур

1

1

08.11.2024

РЭШ

10

Изображение объема на плоскости и
линейная перспектива: рисуем конус,
призму, цилиндр, пирамиду

1

1

15.11.2024

РЭШ

11

Свет и тень: рисуем распределение света
и тени на геометрических формах;
драматический натюрморт

1

1

22.11.2024

РЭШ

12

Натюрморт в графике: выполняем
натюрморт в технике «эстампа», углем
или тушью

1

1

29.11.2024

РЭШ

13

Цвет в натюрморте: выполняем
натюрморт в технике монотипии

1

1

06.12.2024

РЭШ

14

Образ человека – главная тема в
искусстве: собираем информацию о
портрете в русском искусстве

1

1

13.12.2024

РЭШ

15

Основные пропорции головы человека:
создаем портрет в технике аппликации

1

1

20.12.2024

РЭШ

16

Изображение головы человека в
пространстве: выполняем фотографии
головы человека в разных ракурсах

1

1

27.12.2024

РЭШ

17

Портрет в скульптуре: выполняем

1

1

10.01.2025

РЭШ

портрет литературного героя из
пластилина
18

Графический портретный рисунок:
выполняем портретные зарисовки и
автопортрет

1

1

17.01.2025

РЭШ

19

Сатирические образы человека: создаем
дружеский шарж или сатирический
рисунок литературного героя

1

1

24.01.2025

РЭШ

20

Образные возможности освещения в
портрете: создаем в три цвета портреты
человека - по свету и против света

1

1

31.01.2025

РЭШ

21

Роль цвета в портрете: создаем портрет в
цвете

1

1

07.02.2025

РЭШ

22

Великие портретисты прошлого:
выполняем исследовательский проект
Портрет в изобразительном искусстве ХХ
века: выполняем исследовательский
проект

1

0

14.02.2025

РЭШ

23

Жанры в изобразительном искусстве:
выполняем исследовательский проект
«Мой любимый художник»

1

0

21.02.2025

РЭШ

24

Изображение пространства: проводим
исследование на тему «Правила
перспективы «Сетка Альберти»

1

1

28.02.2025

РЭШ

25

Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива: создаем пейзаж

1

1

07.03.2025

РЭШ

26

Пейзаж – большой мир: создаем
контрастные романтические пейзажи

1

1

14.03.2025

РЭШ

«Дорога в большой мир» и «Путь реки»
27

Пейзаж настроения: рисуем пейзаж с
передачей утреннего или вечернего
состояния природы

1

1

21.03.2025

РЭШ

28

Пейзаж в русской живописи: рисуем
пейзаж-настроение по произведениям
русских поэтов о красоте природы

1

1

04.04.2025

РЭШ

29

Пейзаж в графике: выполняем
композицию на тему: «Весенний пейзаж»
в технике граттажа или монотипии

1

1

11.04.2025

РЭШ

30

Городской пейзаж: выполняем
аппликации с графическими дорисовками
«Наш город», «Улица моего детства»

1

1

18.04.2025

РЭШ

31

Поэзия повседневности: создаем
графическую композицию
«Повседневный быт людей» по мотивам
персидской миниатюры или египетского
фриза

1

1

25.04.2025

РЭШ

32

Историческая картина: создаем
композицию исторического жанра
(сюжеты из истории России)

1

1

16.05.2025

РЭШ

33

Библейские темы в изобразительном
искусстве: собираем материал для
композиции на тему: «Библейский
сюжет»

1

0

23.05.2025

РЭШ

33

29

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Практические
работы

Всего

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Архитектура и дизайн – конструктивные
виды искусства

1

0

05.09.2024

РЭШ

2

Основы построения композиции

1

1

12.09.2024

РЭШ

3

Прямые линии и организация
пространства

1

1

19.09.2024

РЭШ

4

Цвет – элемент композиционного
творчества

1

1

26.09.2024

РЭШ

5

Свободные формы: линии и тоновые
пятна

1

1

03.10.2024

РЭШ

6

Буква — изобразительный элемент
композиции

1

1

10.10.2024

РЭШ

7

Логотип как графический знак

1

1

17.10.2024

РЭШ

8

Основы дизайна и макетирования
плаката, открытки

1

0

24.10.2024

РЭШ

9

Практическая работа «Проектирование
книги /журнала»

1

1

07.11.2024

РЭШ

10

От плоскостного изображения к
объемному макету

1

1

14.11.2024

РЭШ

11

Взаимосвязь объектов в архитектурном
макете

1

0

21.11.2024

РЭШ

12

Здание как сочетание различных
объёмных форм

1

1

28.11.2024

РЭШ

13

Важнейшие архитектурные элементы
здания

1

1

05.12.2024

РЭШ

14

Вещь как сочетание объемов и образа
времени

1

1

12.12.2024

РЭШ

15

Роль и значение материала в
конструкции

1

0

19.12.2024

РЭШ

16

Роль цвета в формотворчестве

1

1

26.12.2024

РЭШ

17

Обзор развития образно-стилевого языка
архитектуры

1

1

09.01.2025

РЭШ

18

Образ материальной культуры прошлого

1

1

16.01.2025

РЭШ

19

Пути развития современной архитектуры
и дизайна

1

0

23.01.2025

РЭШ

20

Практическая работа «Образ
современного города и архитектурного
стиля будущего»

1

1

30.01.2025

РЭШ

21

Проектирование дизайна объектов
городской среды

1

1

06.02.2025

РЭШ

22

Дизайн пространственно-предметной
среды интерьера

1

1

13.02.2025

РЭШ

23

Организация архитектурноландшафтного пространства

1

1

20.02.2025

РЭШ

24

Интерьеры общественных зданий. Роль
вещи в образно-стилевом решении
интервьюера

1

1

27.02.2025

РЭШ

25

Дизайн-проект территории школы

1

1

06.03.2025

РЭШ

26

Дизайн-проект территории парка

1

1

13.03.2025

РЭШ

27

Функционально-архитектурная
планировка своего жилища

1

1

20.03.2025

РЭШ

28

Проект организации пространства и
среды жилой комнаты

1

1

27.03.2025

РЭШ

29

Дизайн-проект интерьере частного дома

1

1

03.04.2025

РЭШ

30

Мода и культура. Стиль в одежде

1

0

10.04.2025

РЭШ

31

Композиционно-конструктивные
принципы дизайна одежды

1

1

17.04.2025

РЭШ

32

Дизайн современной одежды:
творческие эскизы

1

1

24.04.2025

РЭШ

33

Грим и причёска в практике дизайна

1

1

15.05.2025

РЭШ

34

Имидж-дизайн

1

1

22.05.2025

РЭШ

34

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник; 15-е издание,
переработанное, 5 класс/ Горяева Н.А., Островская О.В.; под редакцией
Неменского Б.М. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Изобразительное искусство: 6-й класс: учебник; 13-е издание,
переработанное, 6 класс/ Неменская Л.А.; под редакцией Неменского
Б.М. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Изобразительное искусство, 7 класс/Питерских А.С., Гуров Г.Е.; под
редакцией Неменского Б.М. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы
по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО
и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире
красок народного творчества – Волгоград: Учитель;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие
цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и
контрольные тесты– Волгоград: Учитель.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/?ysclid=llysu3hx1e187881299


Наверх

Независимая оценка качества

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества.PDF (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».