ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5
часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170
ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце
и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать
причинноследственные
связи
в
ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные
предложенные образцы.
проектные
задания
с
опорой
на
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,
понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без
называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться
толковым,
орфографическим,
орфоэпическим
словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
1
Общие сведения о языке
1
2
Фонетика и графика
6
3
Лексика
10
4
Состав слова
14
5
Морфология
19
6
Синтаксис
8
7
Орфография и пунктуация
50
8
Развитие речи
30
Резервное время
29
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
167
Практические
работы
8
8
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ
«АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П.
КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
2 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Домашнее
задание
1
Язык как явление национальной
культуры. Многообразие языкового
пространства России и мира. Наша речь и
наш язык
1
02.09.2024
Упр.4 с.8
2
Диалогическая форма речи
1
03.09.2024
Упр.8 с.11
3
О происхождении слов
1
04.09.2024
С.12 составить
диалог
4
Текст
1
05.09.2024
С.15 упр 10
5
Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте законченной
мысли
1
06.09.2024
6
Тема текста
1
09.09.2024
С.16 упр.11
7
Основная мысль
1
10.09.2024
С.17 упр.14
8
Заглавие текста
1
11.09.2024
С.19 упр.16
9
Подбор заголовков к предложенным
текстам
1
12.09.2024
С.20 задание 2
10
Отработка умения подбирать заголовки к
1
13.09.2024
Индивидуальная
предложенным текстам. Отражение в
заголовке темы или основной мысли
текста
работа
11
Последовательность частей текста
(абзацев). Абзац. Красная строка
1
16.09.2024
12
Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений. Тренинг
1
17.09.2024
13
Отработка умения корректировать тексты
с нарушенным порядком предложений
1
18.09.2024
14
Корректирование текстов с нарушенным
порядком абзацев
1
19.09.2024
С.20 задание 1
15
Отработка умения корректировать тексты
с нарушенным порядком абзацев
1
20.09.2024
Записать 10 слов
на жи-ши, ча-ща,
чу-щу
16
Предложение как единица языка
1
23.09.2024
Правило, упр.18
с.22
17
Предложение и слово
1
24.09.2024
Правило с.23
18
Связь слов в предложении
1
25.09.2024
Упр20 с.23
19
Виды предложений по цели
высказывания. Восклицательные и
невосклицательные предложения
1
26.09.2024
Упр.26 с.26
20
Контрольное списывание
1
21
Повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения
1
30.09.2024
Упр.22 с.24
22
Наблюдение за выделением в устной речи
одного из слов предложения (логическое
ударение)
1
01.10.2024
Упр.33 с.30
23
Наблюдение за главными и
1
02.10.2024
Упр.38 с.32
1
С.19 упр.16
27.09.2024
второстепенными членами предложения
24
Установление связи слов в предложении
1
03.10.2024
Упр.50 с.39
25
Предложение: систематизация знаний.
Составление устного рассказа по
репродукции картины И.С. Остроухова
"Золотая осень"
1
04.10.2024
Упр.47,48 с.38
26
Слово и его значение
1
07.10.2024
Упр.56 с.44
27
Значение слова в словаре. Уточняем
значение слова самостоятельно, по тексту
или с помощью толкового словаря
1
08.10.2024
Упр.58 с.46
28
Однозначные и многозначные слова
1
09.10.2024
Упр.64 с.49
29
Значение слова в словаре и тексте
1
10.10.2024
Упр.61 с.47
30
Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова
1
11.10.2024
Упр.68 с.51
31
Синонимы
1
14.10.2024
Упр.72 с.53
32
Синонимы в тексте
1
15.10.2024
Упр.70 с.53
33
Антонимы
1
16.10.2024
Упр.75 с.55
34
Наблюдение за использованием
антонимов
1
17.10.2024
Выучить правила
35
Работаем с толковым словарем.
Обобщение знаний по разделу «Лексика»
1
18.10.2024
С.56 задания 1,2
36
Контрольный диктант за 1 четверть
1
37
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
22.10.2024
38
Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова
1
23.10.2024
Упр.79 с.58
39
Признаки однокоренных (родственных)
1
24.10.2024
Упр.84 с.60
1
21.10.2024
слов. Корень слова
40
Корень как часть слова
1
25.10.2024
Упр.87 с.61
41
Корень как общая часть родственных
слов
1
06.11.2024
Упр.88 с.61
42
Корень слова: обобщение знаний
1
07.11.2024
Выучить правила
43
Окончание как изменяемая часть слова
1
08.11.2024
Упр.90 с.62
44
Изменение формы слова с помощью
окончания
1
11.11.2024
Упр.93 с.63
45
Различение изменяемых и неизменяемых
слов
1
12.11.2024
Упр.95 с.64
46
Нулевое окончание (наблюдение)
1
13.11.2024
Упр.3,5 с.65
47
Суффикс как часть слова
1
14.11.2024
С.67 вопросы
48
Приставка как часть слова (наблюдение)
1
15.11.2024
49
Роль суффиксов и приставок
1
18.11.2024
Записать по 5
слов с
суффиксом и
приставкой
50
Состав слова: систематизация знаний
1
19.11.2024
Упр.97 с.66
51
Состав слова: обобщение
1
20.11.2024
52
Тренинг. Нахождение однокоренных
слов. Выделение корня
1
21.11.2024
53
Как образуются слова (наблюдение)
1
22.11.2024
54
Суффикс как часть слова: наблюдение за
значением
1
25.11.2024
55
Деление слов на слоги. Использование
знания алфавита при работе со словарями
1
26.11.2024
Упр.100 с.69
56
Перенос слов по слогам
1
27.11.2024
Упр.109 с.74
Индивидуальные
задания
57
Перенос слов по слогам: закрепление
28.11.2024
Упр.112 с.76
58
Составление устного рассказа по
репродукции картины З. Серебряковой
"За обедом"
29.11.2024
С.88 упр.130
59
Различение звуков и букв. Различение
ударных и безударных гласных звуков
1
02.12.2024
Упр.117 с.80
60
Контрольный словарный диктант.
Различаем звуки и буквы
1
03.12.2024
Упр.122 с.83
61
Подробное изложение
повествовательного текста объёмом 30—
45 слов с опорой на вопросы
1
04.12.2024
С.92 упр.137
62
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне
1
05.12.2024
Упр.141 с.94
63
Единообразное написание гласных в
корне
1
06.12.2024
Выучить правила
64
Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук
в корне слова
1
09.12.2024
Упр.146 с.97
65
Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова
1
10.12.2024
Упр.135 с.91
66
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне: закрепление
1
11.12.2024
Упр.153 с.101
67
Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в корне
слова
1
12.12.2024
Упр.154 с.101
68
Непроверяемые гласные в корне слова
1
13.12.2024
Упр.158 с.103
69
Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными гласными
1
16.12.2024
Упр.162 с.104
1
1
в корне слова
70
Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными гласными
в корне слова
1
17.12.2024
Упр.165 с.106
71
Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов
1
18.12.2024
С.110 задания
1,2,4. Упр.170
72
Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки. Согласный
звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и
мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения
1
19.12.2024
Упр.177 с.113
73
Знакомство с жанром поздравления
1
20.12.2024
Упр.192 с.120
74
Функции мягкого знака
1
23.12.2024
Упр.200 с.124
75
Контрольный диктант за 2 четверть
(безударные гласные в корне слова)
1
76
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
25.12.2024
77
Выбор языковых средств для ответа на
заданный вопрос при работе в паре
(группе)
1
26.12.2024
Упр.182 с.115
78
Выбор языковых средств для выражения
собственного мнения при работе в паре
(группе)
1
27.12.2024
Упр.184 с.116
79
Повторение алгоритма списывания текста
1
28.12.2024
Упр.191 с.119
80
Знаки препинания в конце предложения
1
09.01.2025
Упр.202 с.125
81
Тренинг "Знаки препинания в конце
предложения" с использованием
электронных образовательных ресурсов
1
10.01.2025
1
24.12.2024
82
Тренинг "Слог. Перенос слов" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
1
13.01.2025
Повторить
словарные слова
83
Использование орфографического
словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова
1
14.01.2025
С.126 задания
1,3,4
84
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
1
15.01.2025
Упр.5 с.5
85
Выбор языковых средств для ведения
разговора: начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. при
работе в паре (группе)
1
16.01.2025
Упр.10 с.7
86
Гласные после шипящих в сочетаниях
жи, ши (в положении под ударением)
1
17.01.2025
Упр.16 с.11
87
Гласные после шипящих в сочетаниях ча,
ща, чу, щу
1
20.01.2025
Упр.20 с.13
88
Гласные после шипящих в сочетаниях ча,
ща, чу, щу
1
21.01.2025
Упр.24 с.14
89
Составление текста по рисунку на тему
"День рождения"
1
22.01.2025
С.15 задания 1,2
90
Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки
1
23.01.2025
Упр.28 с.17
91
Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в корне
слова
1
24.01.2025
Упр.35 с.21
92
Обозначение парных по звонкостиглухости согласных в корне слова
1
27.01.2025
Упр.39 с.23
93
Способы проверки согласных в корне
слова
1
28.01.2025
Упр.41 с.24
94
Отработка правописания слов с парным
по глухости звонкости согласным в корне
слова
1
29.01.2025
Упр.45 с.26
95
Учимся писать буквы согласных в корне
слова
1
30.01.2025
Упр.48 с.27
96
Объяснительный диктант: учимся писать
буквы согласных в корне слова
1
31.01.2025
97
Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова
1
03.02.2025
Упр.51 с.28
98
Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание парных по глухостизвонкости согласны хзвуков в корне
слова" с использованием электронных
образовательных ресурсов
1
04.02.2025
С.30 задание 5
99
Подробное изложение
повествовательного текста объёмом 30—
45 слов с опорой на вопросы
1
05.02.2025
С.29 упр.52
100
Использование на письме
разделительных ъ и ь
1
06.02.2025
Упр.57 с.33
101
Использование на письме
разделительных ъ и ь
1
07.02.2025
Упр.62 с.35
102
Правописание слов с разделительным
мягким знаком
1
10.02.2025
Упр.63 с.34
103
Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком
1
11.02.2025
Упр.67 с.37
104
Отработка правописания слов с
1
12.02.2025
Упр.69 с.38
разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами
105
Отработка способов решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание слов с разделительным
мягким знаком" с использованием
электронных образовательных ресурсов
1
13.02.2025
Упр.68 с.37
106
Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов
1
14.02.2025
С.38 задание
107
Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов
1
17.02.2025
108
Имя существительное как часть речи
1
18.02.2025
Упр.73 с.42
109
Имя существительное: употребление в
речи
1
19.02.2025
Упр.75 с.43
110
Имя существительное: значение
1
20.02.2025
Упр.80 с.46
111
Имя существительное : вопросы («кто?»,
«что?»)
1
21.02.2025
Упр.85 с.49
112
Имя существительное : вопросы («кто?»,
«что?»)
1
24.02.2025
Упр.88 с.51
113
Употребление прописной и строчной
буквы
1
25.02.2025
Упр.92 с.53
114
Составление устного рассказа по
репродукции картины И. Шишкина "Утро
в сосновом лесу"
1
26.02.2025
115
Прописная буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества людей, клички
животных
1
27.02.2025
Упр.97 с.55
правила
116
Прописная буква в именах собственных:
географические названия
1
117
Контрольное списывание
1
118
Имя существительное: изменение по
числам. Составление устного рассказа с
опорой на личные наблюдения и
вопросы: составление текста о своем
любимом домашнем питомце по
вопросам
1
04.03.2025
С.59 упр.104
119
Число имён существительных
1
05.03.2025
Упр.110 с.62
120
Изменение по числам имен
существительных
1
06.03.2025
Упр.115 с.64
121
Объяснительный диктант на изученные
правила (орфограммы корня, прописная
буква и др.)
1
07.03.2025
С.66 задания 3,
2,5
122
Глагол как часть речи
1
10.03.2025
Упр.121 с.69
правило
123
Глагол как часть речи
1
11.03.2025
Упр.124 с.70
124
Глагол: значение. Для чего нужны
глаголы в нашей речи?
1
12.03.2025
Упр.126 с.71
125
Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.
1
13.03.2025
Упр.128 с.72
126
Единственное и множественное число
глаголов
1
14.03.2025
Упр.132 с.75
правила
127
Контрольный диктант за 3 четверть
(орфограммы корня)
1
128
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
28.02.2025
1
1
Упр.106 с.60
03.03.2025
17.03.2025
18.03.2025
129
Текст-повествование
1
19.03.2025
Выучить правило
130
Особенности текстов-повествований
1
20.03.2025
Упр.144 с.81
131
Учимся сочинять текст-повествование.
Составление текста-повествования на
тему "Как приготовить салат"
1
21.03.2025
С.82 упр.145
132
Обобщение знаний о глаголе
1
02.04.2025
Упр.138 с.78
133
Обобщение знаний о глаголе
1
03.04.2025
Упр.142 с.79
134
Тренинг. Отработка темы "Глагол"
1
04.04.2025
С.83 задания 4,5
135
Имя прилагательное как часть речи
1
07.04.2025
Упр.149 с.85
136
Имя прилагательное: значение
1
08.04.2025
Упр.153 с.88
137
Обобщение знаний об имени
прилагательном
1
09.04.2025
Упр.156 с.89
138
Роль имён прилагательных в тексте.
Единственное и множественное число
имен прилагательных
1
10.04.2025
Упр.159 с.91
139
Связь имени прилагательного с именем
существительным
1
11.04.2025
Упр.161 с.92
140
Текст-описание
1
14.04.2025
Упр.164 с.94
141
Составление текста (рассказа или сказки)
на тему "Путешествие снежинки на
землю"
1
15.04.2025
Упр.162 с.93
142
Особенности текстов-описаний
1
16.04.2025
С.97 задания 2, 3
143
Учимся сочинять текст-описание.
Составление текста-описания
натюрморта
1
17.04.2025
С.96 упр.169
144
Контрольный словарный диктант
1
145
Работа над ошибками, допущенными в
1
1
18.04.2025
21.04.2025
диктанте
146
Составление текста о своем любимом
домашнем питомце по вопросам
1
22.04.2025
147
Составление текста по рисунку с
включением в него диалога. Практикум
по овладению диалогической речью
1
23.04.2025
148
Текст-рассуждение
1
24.04.2025
Упр.180 с.104
149
Особенности текстов-рассуждений
1
25.04.2025
С.105 задание 5
150
Предлог. Отличие предлогов от
приставок
1
28.04.2025
Упр.185 с.107
151
Наиболее распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.
1
29.04.2025
Упр.187 с.108
152
Раздельное написание предлогов с
именами существительными
1
30.04.2025
Упр.189 с.109
153
Раздельное написание предлогов с
именами существительными: закрепление
1
05.05.2025
С.111 задания 3,4
154
Части речи: обобщение. Тренинг
1
06.05.2025
С.112 выполнить
задания
155
Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и
групповой работы
1
07.05.2025
156
Части речи. Тренинг
1
08.05.2025
С.113 выполнить
задания
157
Различение текстов-описаний и текстовповествований
1
12.05.2025
Упр.193 с.114
158
Тренинг. Отработка темы "Предлоги"
1
13.05.2025
Упр.196 с.116
159
Части речи: систематизация знаний
1
14.05.2025
Упр.201 с.118
С.96 упр.168
160
Роль имён существительных в тексте
1
15.05.2025
Упр.204 с.119
161
Роль глаголов в тексте
1
16.05.2025
Упр.213 с.123
162
Контрольный диктант за 4 четверть
1
163
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
20.05.2025
164
Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: систематизация
1
21.05.2025
Упр.216 с.124
165
Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: обобщение
1
22.05.2025
Упр.221 с.126
166
Орфографическая зоркость как осознание
места возможного возникновения
орфографической ошибки: наблюдение за
правописанием суффиксов имён
существительных; правописание парных
по глухости-звонкости согласны звуков в
корне слова (с использованием
электронных образовательных ресурсов)
1
23.05.2025
Упр.224 с.127
167
Орфографическая зоркость как осознание
места возможного возникновения
орфографической ошибки. Обобщение
1
26.05.2025
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
167
1
8
19.05.2025
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Русский язык : 2‐й класс : методические рекомендации : учебное
пособие : В. П. Канакина. — Москва : Просвещение, 2023. — (Школа
России).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека цифрового образовательного контента
https://lib.myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/
Открытая сеть работников образования
https://nsportal.ru/