Рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2024-2025 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»
в 4 классе – 68 часов.

Согласно действующему в ОУ годовому календарному учебному графику,
учебному плану и расписанию ОУ на 2024-2025 учебный год на изучение
программного материала запланировано 66 часов. Два урока будут
реализованы блочной подачей материала.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;

описывать ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
 контролировать
процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена
большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее
дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотическоговоспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственноговоспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетическоговоспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовоговоспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическоговоспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценностинаучногопознания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовыелогическиедействия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовыеисследовательскиедействия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);


соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;


корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместнаядеятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
 выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;























знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья
и жизни человека;








соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Наименованиеразделов и
темпрограммы

Количествочасов
Всего

Контрольныеработы

Практическиеработы

Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы

Раздел 1.Человек и общество
1.1

Нашародина РоссийскаяФедерация

10

1.2

История Отечества. «Лента
времени» и историческая
карта

17

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное
культурное наследие

6

Итогопоразделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2.Человек и природа
2.1

Методы познания
окружающей природы.
Солнечная система

5

2

2.2

Формы земной поверхности.
Водоемы и их разнообразие

9

2

2.3

Природные зоны России:
общее представление,
основные природные зоны

5

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.4

Природные и культурные
объекты Всемирного наследия.
Экологическиепроблемы

Итогопоразделу

Библиотека ЦОК

5

https://m.edsoo.ru/7f412850

24

Раздел 3.Правилабезопаснойжизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек

1

3.2

Безопасность в городе.
Безопасность в сети Интернет

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итогопоразделу

5

Резервноевремя

5

1

67

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.

4 КЛАСС
Количествочасов
№
п/
п

Темаурока

Все
го

Практическиераб
оты

Домашн
ее
задание

Датаизуче
ния

Электронныецифровыеобразовательн
ыересурсы

1

Как человек изучает
окружающую природу?

1

0

-

03.09.24

2

Солнце - звезда

1

0

Стр.8-9

04.09.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c

3

Планеты Солнечной системы.
Луна – спутник Земли

1

0

Стр. 8-12

10.09.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca

4

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты
вокруг своей оси
(практические работы с
моделями и схемами)

1

Стр.1215;
Стр.15
№1

11.09.24

5

Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены
сезонов (практические работы
с моделями и схемами).
Общаяхарактеристикавремёнг
ода

1

Стр.1618;
Стр.18
№1

17.09.24

1

1

6

Историческое время. Что
такое «лента времени»?

1

Стр. 2326

18.09.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2

7

Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы

1

Стр. 2731;
Стр.31
№1

24.09.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118

8

Всемирноекультурноенаследи
еРоссии

1

Стр. 3234

25.09.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a

9

Природные и культурные
объекты Всемирного наследия
в России

1

Стр. 3234

01.10.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c

10

Природные и культурные
объекты Всемирного наследия
за рубежом

1

Стр.36
№1

02.10.24

11

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

Стр. 3436

08.10.24

12

Всемирноекультурноенаследи
е

1

Стр.36
№2

09.10.24

13

Охрана историко-культурного
наследия

1

14

О вредных для здоровья
привычках

1

15

Правила цифровой
грамотности при
использовании Интернет

16

Планирование маршрутов с
учётом транспортной
инфраструктуры населённого

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636

15.10.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Стр. 3738

16.10.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2

1

Стр.3839

22.10.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50

1

Стр. 3940

23.10.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306

пункта

17

Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

1

Стр.3940

06.11.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be

18

Безопасное поведение при
езде на велосипеде и самокате.
Дорожныезнаки

1

Стр. 4
№1,2

12.11.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180

19

Равнины России: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская (название, общая
характеристика, нахождение
на карте)

1

1

Стр. 4243
Стр.47
№1

13.11.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996

20

Горные системы России:
Урал, Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные
вершины, место нахождения
на карте)

1

1

Стр.4447

19.11.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58

21

Водоёмы Земли, их
разнообразие. Естественные
водоёмы: океан, море, озеро,
болото. Примерыводоёмов в
России

1

Стр.4850

20.11.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc

22

Рекакакводныйпоток

1

Стр. 5153

26.11.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae

23

Крупнейшие реки России:
название, нахождение на карте

1

Стр. 5255

27.11.24

24

Характеристика природных

1

Стр.56-

03.12.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34

зон России: арктическая
пустыня. Связи в
природнойзоне

62

1

Стр. 6371
Стр.71
№1

04.12.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e

26

Характеристика природных
зон России: тайга. Связи в
природнойзоне

1

Стр.7276

10.12.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08

27

Характеристика природных
зон России: смешанный лес.
Связи в природнойзоне

1

Стр. 7783

11.12.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce

28

Характеристика природных
зон России: степь и
полупустыня. Связи в
природнойзоне

1

Стр.8490

17.12.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac

29

Формы земной поверхности
(на примере родного края)

1

Стр.9197

18.12.24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526

30

Водоёмы и реки родного края

1

Стр.108111

24.12.24

31

Использование рек и водоёмов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых).
Охранарек и водоёмов

1

Стр. 98106

25.12.24

32

Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды,
полезных ископаемых, флоры

1

Стр.115118

14.01.25

25

Характеристика природных
зон России: тундра. Связи в
природнойзоне

и фауны)
33

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

1

Стр.
112-114

15.01.25

34

Резервный урок. Повторение
по теме "Формы земной
поверхности и водоёмы"

1

Стр.118122

21.01.25

35

Резервный урок.
Контрольная работапо теме
"Природные зоны"

1

36

Человек - творец культурных
ценностей

1

Стр.
128-133

28.01.25

37

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

Стр.
134-139

29.01.25

38

Резервный урок. Новое время

1

Стр. 1619

04.02.25

39

Резервный урок. Новейшее
время: история продолжается
сегодня

1

Стр. 2022

05.02.25

40

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной
жизни

1

Стр. 2428

11.02.25

41

Города России. Древние
города России.
Страницыистории

1

Стр.2934

12.02.25

42

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

Стр. 3542

18.02.25

43

Московское государство.

1

Стр.43-

19.02.25

22.01.25

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894

Страницы общественной и
культурной жизни в
Московском государстве

50

44

Образование и культура в
Московском государстве

1

Стр.5457

25.02.25

45

Страницы истории
Российской империи. Пётр I

1

Стр.6367

26.02.25

46

Страницы Российской
империи. Преобразования в
культуре, науке, быту

1

Стр.6870

04.03.25

47

Образование в
Российскойимперии

1

Стр.6870

05.03.25

48

Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя: развитие
культуры XVIII века
(архитектура, живопись,
театр)

1

Стр.7175

11.03.25

49

«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты и
писатели, композиторы и
художники XIX века

1

Стр.7679

12.03.25

50

Первая Отечественная война:
1812 год. Защита Родины от
французских завоевателей

1

Стр.8083

18.03.25

51

Страницы истории России ХХ
века

1

Стр. 8690

19.03.25

52

Великая Отечественная война

1

Стр. 96-

02.04.25

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c

1941-1945 гг: как все
начиналось…

97

53

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: главные
сражения

1

Стр.97101

08.04.25

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800

54

Всё для фронта – всё для
победы

1

Стр.102104

09.04.25

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4

55

ВзятиеБерлина. ПарадПобеды

1

56

Мы живём в Российской
Федерации

1

Стр.108110

16.04.25

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0

57

Государственное устройство
РФ (общее представление).
Конституция РФ. Президент
РФ. Политикоадминистративная карта
России

1

Стр.11113

22.04.25

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188

58

Родной край. Знаменитые
люди родного края

1

Стр.118121

23.04.25

59

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и
гуманизм, справедливость и
уважение

1

60

Права и обязанности
гражданина Российской
Федерации. Праваребёнка

1

61

ГосударственныепраздникиРо
ссии

62

Праздник в жизни общества и

15.04.25

29.04.25

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Стр.
114-117

30.04.25

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336

1

Стр.122125

06.05.25

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50

1

Творчес

07.05.25

человека.

кое
задание

Праздники и памятные даты
своего региона

63

Малая Родина гражданина
России.
Достопримечательности
родного края

1

Творчес
кое
задание

13.05.25

64

Наша малая Родина: главный
город

1

Стр.
126-131

14.05.25

65

К.Р. Резервный урок по итогам
обучения в 4 классе.

1

66

Города России. Города-герои.
Страницы истории
Резервный урок. Повторение
пройденного материала.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

20.05.25

Стр. 131137

1

66

4

21.05.25

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир : 4-й класс : в 2 частях, А. А. Плешаков – 15-е издание,
стереотипное. – Москва : Просвещение, 2024 – (Школа России).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Образовательная платформа Учи.ру
2. Сайт Инфоурок
3. nsportal.ru
4.

YouTub канал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Независимая оценка качества.PDF (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».