МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧАЛТЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ПРИКАЗ 30.08.2024 г. №145 с. Чалтырь Об утверждении Учебных планов МБОУ СОШ №11 на 2024-2025 учебный год В соответствии с решением педагогического совета школы от 29.08.2024 протокол №1, приказываю: 1. Утвердить учебный план начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования МБОУ СОШ №11 на 2024-2025 учебный год (Приложение 1); 2. Утвердить учебный план начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ №11 на 2024-2025 учебный год (Приложение 2). 3. Утвердить учебный план основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития МБОУ СОШ №11 на 2024-2025 учебный год (Приложение 3). Директор _____________________ /Хейгетян Ю. Е./ Приложение 1 к приказу от 30.08.2024 №145 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МБОУ СОШ №11 на 2024-2025 учебный год Учебный план МБОУ СОШ №11, реализующей основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – учебный план, общеобразовательная организация), обеспечивает реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС), федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП), фиксирует максимальный аудиторный объем нагрузок обучающихся в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – Санитарно-эпидемиологические требования), состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам, и является основой для формирования учебного плана МБОУ СОШ №11. Учебный план МБОУ СОШ №11 сформирован в соответствии с ч. 6.1. ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). В 2024-2025 учебном году МБОУ СОШ №11 реализует обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) с 1 по 11 класс. Учебные занятия в 1-11 классах проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Учебный год в МБОУ СОШ №11 02.09.2024 г. и заканчивается 26.05.2025 г. Продолжительность учебного года для обучающихся 1-го класса составляет 33 учебных недели, для обучающихся 2-4 классов – 34 учебные недели; количество учебных занятий не может составлять менее 2954 и более 3190 часов. В соответствии с ФООП ООО МБОУ СОШ №11 продолжительность учебного года основного общего образования, реализующего ФГОС ООО, составляет 34 недели в 5-9 классах; количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 и более 5549 часов. Продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС СОО в 10-11 классах составляет 34 учебные недели. В соответствии с ФГОС СОО количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося составляет не менее 2170 часов (не менее 31 часа в неделю) и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения); распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам и определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении. В 1 классе в I полугодии устанавливается «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый (один день 5 урок – физкультура). Режим занятий во 2-11 классах по 5-дневной учебной неделе. Продолжительность урока для 1-11 классов не превышает 40 минут. При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (2-11 классы), «Технологии» (5-11 классы), а также по «Информатике и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек. Учебный план образовательного учреждения разрабатывается для каждой ступени общего образования на основе регионального примерного учебного плана. В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, в которую согласно ст. 2 п. 9 указанного выше закона включен учебный план. При разработке учебного плана было учтено, что: 1. Федеральный компонент является обязательной частью учебного плана и обеспечивает единство образовательного пространства. 2. Целостность и сочетаемость инвариантной и вариативной частей, отражающих согласованность потребностей в образовании личности, общества и государства, обязательны для выполнения. 3. Компонент образовательного учреждения является вариативной частью учебного плана, часы которой используются по решению образовательного учреждения с учетом направленности основной образовательной программы школы. 4. Базовый уровень является обязательным для всех обучающихся 10-11 классов, он представлен набором обязательных учебных предметов в инвариантной части и набором учебных предметов по выбору в вариативной части федерального компонента. 5. Принцип преемственности нашёл отражение в следующих позициях учебного плана: преемственность структуры и содержания начального, основного и среднего общего образования; распределение часов вариативной части на каждой ступени обучения следует единой логике организации образовательного процесса; интеграция содержания урочной и внеурочной деятельности нашла отражение в компонентах основной образовательной программы для каждой ступени образования. При проведении уроков физической культуры: используются спортивные сооружения и спортивные площадки школы, оборудованные зоны, естественные природные ландшафты, спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей, спортивные объекты, находящиеся в муниципальной собственности; в случае необходимости привлекаются к проведению уроков тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей; используются инновационные методики и технологии физического воспитания, повышающие интерес к занятиям физической культурой, формирующие творческую активность и самостоятельность. Образовательным учреждением самостоятельно разрабатывается и утверждается программно-методическое обеспечение к учебному плану образовательного учреждения. Программно-методическое обеспечение к учебному плану образовательного учреждения включает полные выходные данные учебных программ, учебников, учебных пособий, используемых в образовательном процессе по уровням и предметным областям. Уровень начального общего образования В 2024-2025 учебном году обновленные ФГОС НОО использован 1 вариант недельного учебного плана при 5-дневной учебной неделе. Учебный план начального общего образования (УП НОО) определяет общий объем нагрузки, минимальный и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей. Учебный план НОО является составной частью основной образовательной программы, разработанной Школой самостоятельно и реализующейся через урочную и внеурочную деятельность. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. В классах начальной школы реализуется УМК «Школа России». Выбор УМК обусловлен следующими причинами: наличием данной предметной линии в федеральном перечне учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования; обеспеченностью школьного библиотечного фонда учебниками, приобретенными за бюджетные средства; соответствующим уровнем квалификации и курсовой подготовки по ФГОС НОО учителей начальной школы. Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области. «Русский язык и литературное чтение» В предметной области изучаются учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебных предметов предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ. Количество часов на предметы указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. «Математика и информатика» организована изучением математики в 1-4 классах по 4 часа в неделю. Изучение математики и информатики направлено на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. Изучение информатики в 1-4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: ‒ «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); ‒ «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); ‒ «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Предметная область «Иностранный язык» представлена изучением английского языка, начиная со второго класса в количестве 2 часа в неделю. При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2-4-х классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Изучение направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» представлена предметом «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в 1-4 классах. Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебного предмета предусматривает непосредственное применение федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир». Количество часов на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры», направленные на развитие ценностно – смысловой сферы личности, расширение у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу многонациональной культуры России, осмысление их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Область «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «ИЗО», изучаемым по 1 часу в неделю. Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Обязательная предметная область «Технология» представлена обязательным учебным предметом «Труд (технология)» (1 час в неделю). Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» применяется непосредственно при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования «Физическая культура» Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни учащихся. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 1 классе составляет 21 час в неделю (с учетом 3-го часа физкультуры), во 2-4 классах учебный предмет изучается в объеме 2 часов в неделю, включая использование интегративных и модульных программ (36-часовой модуль «Плавание», протокол ФУМО от 17.09.2020 № 3/20). Дополнительный 1 час физкультуры представлен кружком “Спортивные игры” во внеурочной деятельности. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 1 классе составляет 21 час в неделю, что соответствует санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI, таблица 6.6). В 1-4 классах определён следующий режим работы: продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели; продолжительность каникул для обучающихся 1-4 классов в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней; отдельно составляются расписания уроков и внеурочной деятельности; между последним уроком и началом занятий в рамках внеурочной деятельности устраивается перерыв продолжительностью не менее 40 минут; при составлении расписания уроков по возможности чередуются различные по сложности учебные предметы в течение дня и недели: математика, русский, иностранный язык (английский), окружающий мир чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры; для обучающихся 1-го класса наиболее трудные учебные предметы проводятся на 2-м уроке; для 2-4-х классов – 2-3-м уроках; в течение учебного дня не проводится более одной контрольной работы; контрольные работы проводятся преимущественно на 2-3 уроках. Сдвоенные уроки в 1-4 классах не проводятся, за исключением уроков физической культуры по плаванию во втором классе. Формы, периодичность, порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся в 2024-2025 учебном году В соответствии со ст.2 п.22, ст.58 п.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточная аттестация сопровождает освоение образовательной программы (отдельной части, всего объема учебного предмета, курса, дисциплины) и проводится в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленным образовательной организацией на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №11. В 2024-2025 учебном году для обучающихся по программам начального общего образования определяется следующий порядок и сроки промежуточной аттестации: ‒ Для учащихся 1-го класса: Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. ‒ Для учащихся 2-4 классов: по итогам каждой четверти – четвертные итоговые отметки по всем предметам учебного плана, кроме учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» (4 класс). По данному предмету – безотметочное обучение; по итогам учебного года – итоговые годовые отметки, кроме предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» (4 класс) Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. При планировании оценочных процедур педагогические работники школы придерживаются следующих рекомендаций: ‒ Проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету не чаще 1 раза в 2.5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; ‒ Не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним по расписанию; ‒ Не проводить для учащихся одного класса более одной оценочной процедуры в день; ‒ При проведении оценочных процедур учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ, формирование массива результатов оценочных процедур, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости – повторение и закрепление материала. Уровень основного общего образования Учебный план на уровне основного общего образования в 2024-2025 учебном году сформирован в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. В школе в 2024-2025 учебном году 6 классов-комплектов на уровне основного общего образования Федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Труд (технология)» и «Основы безопасности и защиты Родины» применяются непосредственно при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования. Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, направлений внеучебной деятельности, распределяет время, отводимое на освоение содержания образования. В рамках предметных областей «Русский язык и литература», «Иностранные языки» обучение по программам «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык» предполагает формирование у учащихся коммуникативной лингвистической (языковедческой), иноязычной и культуроведческой компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой), а также личного самосовершенствования. На усиление знаний в области русского языка и качественной подготовки к ГИА в 7 классе в вариативной части введен курс «Практикум по русскому языку», в 8 классе «Трудные вопросы русского языка в 8-м классе». В 2024-2025 учебном году обязательная предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) согласно ФГОС ООО входит в учебный план как обязательная предметная область. С 2025-2026 учебного года ОДНКНР исключается из учебного плана как предметная область. Содержание учебного предмета ОДНКНР включается в обязательный учебный предмет «История». Таким образом, в 2025-2026 учебном году изучение ОДНКНР как самостоятельного учебного предмета продолжится только в 6 классе с целью завершения программы. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена в обязательной части учебного плана учебными предметами «История России. Всеобщая история», «География» и способствует интеллектуальному развитию учащихся, развитию познавательных способностей и социализации личности, формированию у учащихся научной картины мира, жизненной позиции в процессе усвоения социального опыта. В целях повышения качества образования по предмету «География» в 5 классе в вариативной части введен курс «Рассказы о родной природе» – 1 час, в 6 классе курс «География вокруг нас». В 2024-2025 учебном году обязательный учебный предмет «История» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», изучается в объеме 2 часов в неделю. В связи с реализацией модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе «История России» в 9 классе количество часов на изучение учебного предмета увеличено до 2,5 часов в неделю. 0,5 часа добавлено на изучение предмета «Обществознание». В обязательную предметную область «Математика и информатика» включены обязательные учебные предметы «Математика» (5-6 классы), «Алгебра» (7-9 классы) и «Геометрия» (7-9 классы), «Вероятность и статистика» (7-9 классы), «Информатика» (7-9 классы). Обязательный учебный предмет «Вероятность и статистика» изучается, начиная с 7 класса. В целях повышения качества образования по предмету «Информатика» в 8 классе в вариативной части введен курс «ИКТ в музейном деле» – 1 час. Предметная область «Естественно-научные предметы», представленные в учебном плане учебные предметы «Биология», «Физика» (7-9 классы), «Химия» (8-9 классы), направлены на формирование системы знаний фундаментальных законов природы, современных физических теорий и естественнонаучной картины мира, умений и навыков наблюдения за процессами, происходящими в природе, планирование и проведение экспериментальных исследований, систематизацию и интерпретацию их результатов, универсальных учебных действий учащихся посредством вовлечения их в проектноисследовательскую деятельность, творческие занятия, основу которых составляют: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, проводить эксперимент, структурировать материал. В целях повышения качества образования по предмету «Биология» в 5 классе в вариативной части введен курс «Чему природа учит человека» – 1 час, в 7 классе курс «Как сохранить нашу планету». Предметная область «Искусство», представленная в учебном плане учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство», направлена на овладение учащимися следующими компетенциями: коммуникативной, ценностно-ориентированной, рефлексивной, навыками личностного саморазвития, что способствует развитию школьника как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной деятельности. Обязательная предметная область «Технология» включает обязательный учебный предмет «Труд (технология)» (5-9 классы). Учебный предмет «Труд (технология)» в 5-7 классах изучается по 2 часа в неделю, в 8-9 классах – по 1 часу в неделю. Обязательная предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» представлена обязательным учебным предметом «Основы безопасности и защиты Родины». «Основы безопасности и защиты Родины» изучается в 8-9 классах в объеме 1 часа в неделю (для обучающихся 8 класса проводятся 3-х дневные учебные сборы). Обязательная предметная область «Физическая культура» представлена обязательным учебным предметом «Физическая культура» (5-9 классы). Обязательный учебный предмет «Физическая культура» в 5-9 классах изучается по 2 часа в неделю, третий час рекомендуется реализовывать за счет часов внеурочной деятельности. При проведении занятий по иностранному языку, технологии и информатике осуществляется деление классов на группы. Часть учебного плана, формируемая образовательной организацией, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения. В соответствии с этим время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов предметов обязательной части и введение отдельных предметов, расширяющих образовательные области: Данный документ является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №11. Формы, периодичность, порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся 5-9 классов в 2024-2025 учебном году В соответствии со ст.2 п.22, ст.58 п.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточная аттестация сопровождает освоение образовательной программы (отдельной части, всего объема учебного предмета, курса, дисциплины) и проводится в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленным образовательной организацией на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №11. Для учащихся 5-8 классов: ‒ по итогам каждой четверти – четвертные отметки по всем предметам учебного плана; ‒ по итогам учебного года – итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана; всероссийские проверочные работы в соответствии с графиком ВПР (на основании решения Педагогического совета) ‒ предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти Для учащихся 9-го класса: ‒ по итогам каждой четверти – четвертные итоговые отметки по всем предметам учебного плана; ‒ по итогам года – итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана и Государственная итоговая аттестация (май-июнь) в соответствии с Положением о Государственной итоговой аттестации учащихся 9-ых классов. При планировании оценочных процедур педагогические работники школы придерживаются следующих рекомендаций: ‒ Проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2.5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; ‒ Не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним по расписанию; ‒ Не проводить для учащихся одного класса более одной оценочной процедуры в день; ‒ При проведении оценочных процедур учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ, формирование массива результатов оценочных процедур, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости – повторение и закрепление материала. Уровень среднего общего образования Учебный план на уровне среднего общего образования предназначен для обеспечения глубокого овладения обучающимися содержанием научных знаний и умений учебных предметов с целью продолжения образования в вузах. Учебный план МБОУ СОШ №11 определяет: перечень учебных обязательных предметов среднего общего образования в соответствии с обновленными ФГОС СОО, федеральными образовательными программами (Приказ 1014 от 23.11.2022 г. Министерства Просвещения РФ), по которым проводится оценка образовательных достижений учащихся по итогам учебного года; распределение минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основано на рекомендациях по составлению учебных планов среднего общего образования в соответствии с ФОП СОО2022 г. приоритетами при формировании учебного плана школы на IV уровне обучения являются: интересы обучающихся, т.е. соблюдение нормативов максимального объёма обязательной учебной нагрузки; преемственность с учебным планом, реализованным в основной школе; учебно-методическая и материальная база школы. Учебный план содержит перечень учебных предметов, отражающий требования ФОП СОО, обновленных ФГОС СОО для 10-11 классов и специфику образовательной организации. Учебный план IV уровня обучения предусматривает временные параметры: 2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования для 10-11 классов; продолжительность учебного года в 10-11 классах 34 учебные недели (не включая проведение учебных сборов по основам военной службы); продолжительность урока в 10-11 классах – 40 минут; максимально допустимая нагрузка в неделю обучающихся 10-11 классов – 34 часа; режим работы – пятидневная учебная неделя; домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 10 -11 классах – до 3,5 ч. В 2024-2025 учебном году в школе будет открыто 2 класса универсального профиля на 4 уровне обучения. Все учащиеся 10-11 классов будут учиться по пятидневной рабочей неделе. Продолжительность урока – 40 минут. Требования к наполнению учебного плана на уровне среднего общего образования определены в ФОП СОО для универсального профиля (п. 27.20.5.) и ФУП ( п.27.8). Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных учебных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих предметов, в том числе на углубленном уровне. В учебном плане универсального профиля для 10 класса включены 2 учебных предмета на углубленном уровне – по химии и биологии по 3 часа в неделю. В учебном плане универсального профиля для 11 класса включены 2 учебных предмета на углубленном уровне – по биологии и обществознанию. Биология – 3 часа, Обществознание – 4 часа в неделю. Предметы «Биология» и «Обществознание» самые востребованные предметы по выбору ЕГЭ в школе, поэтому реализация углубленного изучения предметов помогут детям качественно подготовиться к ЕГЭ. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. В этой связи в 10 и 11 классах Школа предусмотрела увеличение количества часов на изучение следующих предметов: география – по одному часу в 10 и 11 классах физика – 1 час в 11 классе химия – 1 час в 11 классе. Время этой части использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части и на обеспечение профилизации обучения, позволяя каждому обучающемуся индивидуализировать свой образовательный маршрут. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности обучающихся является обязательным и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Учебный план в 10 и 11 классах определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения. Форма, порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяется Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №11. Внеурочная деятельность обучающихся организуется отдельной программой. Формы, периодичность, порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся в 2024-2025 учебном году В соответствии со ст.2 п.22, ст.58 п.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточная аттестация сопровождает освоение образовательной программы (отдельной части, всего объема учебного предмета, курса, дисциплины) и проводится в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленным образовательной организацией на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №11. В 2024-2025 учебном году для обучающихся определяется следующий порядок и сроки промежуточной аттестации: ‒ Для учащихся 10-ого класса: по итогам полугодий – полугодовые итоговые отметки по всем предметам учебного плана; по итогам учебного года – итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана (май), всероссийские проверочные работы в соответствии с графиком ВПР (на основании решения Педагогического совета); ‒ Для учащихся 11-ого класса: по итогам полугодий – полугодовые итоговые отметки по всем предметам учебного плана; по итогам учебного года – итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана, в том числе с учетом всероссийских проверочных работ, и Государственная итоговая аттестация (май-июнь) в соответствии с Положением о Государственной итоговой аттестации для учащихся 11-ых классов. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам полугодия. При планировании оценочных процедур педагогические работники школы придерживаются следующих рекомендаций: ‒ Проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2.5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; ‒ Не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним по расписанию; ‒ Не проводить для учащихся одного класса более одной оценочной процедуры в день; ‒ При проведении оценочных процедур учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ, формирование массива результатов оценочных процедур, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости – повторение и закрепление материала. Недельный учебный план МБОУ СОШ №11 на уровне начального общего образования на 2024-2025 учебный год (5-дневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы I Количество часов в неделю II III IV Всего Классы Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Русский язык Литературное чтение Иностранный язык 5 5 5 5 20 4 4 4 4 16 – 2 2 2 6 Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики 2 2 2 2 8 – – – 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 0 3 1 1 Изобразительное искусство Музыка Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика Физкультура Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими правилами и гигиеническими нормативами 2 1 1 33 34 34 34 135 693 782 782 782 3039 21 23 23 23 90 Недельный учебный план МБОУ СОШ №11 основного общего образования (5-9 классы) на 2024-2025 учебный год (5-дневная учебная неделя) Учебные предметы Предметные области Классы 5 класс Количество часов в неделю 6 7 класс 8 класс класс Всего 9 класс Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература 3 3 2 2 3 13 Иностранные языки Иностранный язык Математика 3 3 3 3 3 15 5 5 - - - 3 3 10 Алгебра 3 2 2 6 1 1 1 2 1 1 2,5 1 2 2 2 2 3 2 4 8 7 4 Математика и информатика Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство 9 - - 2 - - 1 2 2 1 2 Обществознание География Физика Химия 1 - 1 1 - 1 2 2 - Биология 1 1 1 2 2 7 1 1 - - - 2 1 1 1 - - 1 1 1 1 - 4 Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Основы духовнонравственной культуры народов России Изобразительное искусство Музыка 3 3 10,5 3 Технология Труд (технология) 2 2 2 1 1 8 Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины - - - 1 1 2 2 27 2 29 2 30 2 31 2 32,5 10 149,5 2 1 2 2 0,5 7,5 Физическая культура Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений География вокруг нас Рассказы о родной природе Чему природа учит человека Как сохранить нашу планету Практикум по русскому языку 1 1 1 Трудные вопросы русского языка в 8-м классе 1 Обществознание ИКТ в музейном деле Учебные недели Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 34 1122 170 5338 1 34 986 34 1020 34 1088 34 1122 Недельный учебный план МБОУ СОШ №11 среднего общего образования на 2024-2025 учебный год Предметная область Учебные предметы Базовый уровень Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Естественные науки Общественные науки Русский язык Литература Иностранный язык Алгебра и начала математического анализа Геометрия Вероятность и статистика Информатика Физика Химия Биология История Обществознание География Кол-во часов 10 класс 2 3 3 2 11 класс 2 3 3 3 2 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 3 Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Физическая культура 3 Индивидуальный проект Физика 1 1 1 География 1 1 Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся Химия Учебные предметы Углубленный уровень Литература Иностранный язык Алгебра и начала математического анализа Геометрия Вероятность и статистика Информатика Физика Химия Биология История Обществознание География - Кол-во часов 10 класс - 3 3 11 класс 3 4 - - - - - 1 Итого Количество учебных недель Всего часов в год 34 34 1156 34 34 1156 Приложение 2 к приказу от 30.08.2024 №145 Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития МБОУСОШ №11 на 2024-2025 учебный год Учебный план МБОУ СОШ №11, реализующего адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с задержкой психического развития) построен с учётом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Своевременное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции их психических и физических нарушений. Учебный план для учащихся с ОВЗ разработан на основе следующих нормативных документов: Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказа МОН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 года №1598; Приказа Минобробразования РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Постановления главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устава МБОУ СОШ№11. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Учебный план МБОУ СОШ №11 является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, максимальный объём обязательной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования. Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ №11 разработан на основе основной образовательной программы начальной школы. Содержание и структура учебного плана начального общего образования определяются требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, тематическими планами, реализуемыми образовательными программами по разным предметам, курсам, системой учебников, принадлежащих к завершенным предметным линиям учебнометодического комплекса «Школа России», целями, задачами и спецификой образовательной деятельности МБОУ СОШ №11, сформулированными в Уставе МБОУ СОШ №11. Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Наполняемость обязательной части определяется составом учебных предметов обязательных предметных областей и учебным временем, отводимым на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: ‒ формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; ‒ готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; ‒ формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; ‒ личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Выбор модуля в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся (ст. 87 Федерального закона № 273-ФЗ). Во 2-4 классах производится деление на подгруппы при организации занятий по иностранному языку. Внеурочная деятельность обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей, обучающихся: -на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся; -включает курсы, предметы, занятия, направленные на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, в соответствии с их запросами, а также, отражающие специфику работы школы. Организация занятий по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как кружки, спортивные секции, экскурсии, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно-полезные практики, игра, турнир, концерт, спектакль и др. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ №11 осуществляется непосредственно образовательной организацией. Часы коррекционно-развивающей области представлены индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований). Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия). Логопедические занятия Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков коммуникации. Основными направлениями логопедической работы является: диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Психокоррекционные занятия Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений; формирование навыков адекватного поведения. Основными направлениями психокоррекционной работы является: диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам, установленным годовым календарным графиком. Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными и психофизическими возможностями детей. Формы промежуточной аттестации учащихся основного общего образования в 2024-2025 учебном году Промежуточная аттестация проводится в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, с Приказами и инструктивными письмами Министерства образования и науки РФ, с локальным актом «Положение о проведении текущего контроля, промежуточной аттестации, выставлении итоговых отметок и переводе обучающихся» по итогам года в сроки, установленные годовым календарным учебным графиком организации. Промежуточная годовая аттестация с аттестационными испытаниями (экзамены) проводится по следующим предметам и в следующей форме: Предмет Русский язык Математика Форма проведения Диктант с грамматическим заданием Контрольная работа Формы проведения промежуточной аттестации для обучающихся с ОВЗ могут выбираться в зависимости от возможностей обучающегося. Решение о формах проведения промежуточной аттестации решается на педагогическом совете с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающих Недельный учебный план МБОУ СОШ №11 на уровне начального общего образования на 2024-2025 учебный год (4 класс) (5-дневная учебная неделя) Учебные предметы Предметные области Классы Количество часов в неделю IV Всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 Литературное чтение 4 4 Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Иностранный язык 2 2 Математика 4 4 2 2 1 1 1 1 1 1 Искусство Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Труд (технология) 1 1 Физическая культура Физическая культура 2 2 23 23 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Коррекционный курс: "Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)" Коррекционный курс: "Логопедические занятия" Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими правилами и гигиеническими нормативами 0 34 3 3 2 2 782 782 23 23 Приложение 3 к приказу от 30.08.2024 №145 Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития МБОУСОШ №11 на 2024-2025 учебный год Учебный план МБОУ СОШ №11, реализующего адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с задержкой психического развития) построен с учётом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Своевременное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции их психических и физических нарушений. Учебный план для учащихся с ОВЗ разработан на основе следующих нормативных документов: Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказа МОН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 года №1598; Приказа Минобробразования РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Постановления главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устава МБОУ СОШ№11. Содержание основного общего образования обучающихся с ЗПР реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционных курсов, направленных на коррекцию недостатков физической и (или) психической сферы. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: ‒ формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; ‒ готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования; ‒ формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; ‒ формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; ‒ личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся будет использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиями, является обязательной частью и представлена коррекционно-развивающими занятиями (психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, будет осуществляться, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК, а также исходя из возможностей образовательного учреждения Коррекционно-развивающие занятия будут проводиться в индивидуальной и групповой форме. При разработке учебного плана учтены: ‒ кадровый состав педагогических работников, ‒ социальный заказ на образовательные услуги, ‒ особенности образовательного процесса, обусловленные программой развития ОУ, Уставом МБОУ СОШ №11, ‒ уровень технической оснащенности учебных кабинетов и учебно-материальной базы ОУ, ‒ преемственность между уровнями образования, ‒ требованиями СанПиН. Учебный год в МБОУ СОШ №11 начинается 02.09.2024 г. и заканчивается 26.05.2025 г. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2-4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся. В МБОУ СОШ №11 языком обучения является русский язык. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Форма образования: очная. Объем максимальной учебной нагрузки учащихся с ОВЗ соответствует санитарным нормам и правилам (Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286–15). Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. В школе проходят дни здоровья, месячники безопасности, предметные недели, спортивные соревнования. Организован летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Внеурочная деятельность организована во второй половине дня. Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) получают образование в общеобразовательных классах. При организации изучения предметов, предусмотренных адаптированной общеобразовательной программой, учителя при формировании адаптированных рабочих программ планируют использование на уроке методических приёмов и подходов для учащихся, используя рекомендации РПМПК. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. МБОУ СОШ №11 предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. В рамках предметных областей «Русский язык и литература», «Иностранные языки» обучение по программам «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык» предполагает формирование у учащихся коммуникативной лингвистической (языковедческой), иноязычной и культуроведческой компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой), а также личного самосовершенствования. В 2024-2025 учебном году обязательная предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) согласно ФГОС ООО входит в учебный план как обязательная предметная область. С 2025-2026 учебного года ОДНКНР исключается из учебного плана как предметная область. Содержание учебного предмета ОДНКНР включается в обязательный учебный предмет «История». Таким образом, в 2025-2026 учебном году изучение ОДНКНР как самостоятельного учебного предмета продолжится только в 6 классе с целью завершения программы. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена в обязательной части учебного плана учебными предметами «История России. Всеобщая история», «География» и способствует интеллектуальному развитию учащихся, развитию познавательных способностей и социализации личности, формированию у учащихся научной картины мира, жизненной позиции в процессе усвоения социального опыта. В 2024-2025 учебном году обязательный учебный предмет «История» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», изучается в объеме 2 часов в неделю. В связи с реализацией модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе «История России» в 9 классе количество часов на изучение учебного предмета увеличено до 2,5 часов в неделю. В обязательную предметную область «Математика и информатика» включены обязательные учебные предметы «Математика» (5-6 классы), «Алгебра» (7-9 классы) и «Геометрия» (7-9 классы), «Вероятность и статистика» (7-9 классы), «Информатика» (7-9 классы). Обязательный учебный предмет «Вероятность и статистика» изучается, начиная с 7 класса. Предметная область «Естественно-научные предметы», представленные в учебном плане учебные предметы «Биология», «Физика» (7-9 классы), «Химия» (8-9 классы), направлены на формирование системы знаний фундаментальных законов природы, современных физических теорий и естественнонаучной картины мира, умений и навыков наблюдения за процессами, происходящими в природе, планирование и проведение экспериментальных исследований, систематизацию и интерпретацию их результатов, универсальных учебных действий учащихся посредством вовлечения их в проектноисследовательскую деятельность, творческие занятия, основу которых составляют: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, проводить эксперимент, структурировать материал. Предметная область «Искусство», представленная в учебном плане учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство», направлена на овладение учащимися следующими компетенциями: коммуникативной, ценностно-ориентированной, рефлексивной, навыками личностного саморазвития, что способствует развитию школьника как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной деятельности. Обязательная предметная область «Технология» включает обязательный учебный предмет «Труд (технология)» (5-9 классы). Учебный предмет «Труд (технология)» в 5-7 классах изучается по 2 часа в неделю, в 8-9 классах – по 1 часу в неделю. Обязательная предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» представлена обязательным учебным предметом «Основы безопасности и защиты Родины». «Основы безопасности и защиты Родины» изучается в 8-9 классах в объеме 1 часа в неделю (для обучающихся 8 класса проводятся 3-х дневные учебные сборы). Обязательная предметная область «Физическая культура» представлена обязательным учебным предметом «Физическая культура» (5-9 классы). Обязательный учебный предмет «Физическая культура» в 5-9 классах изучается по 2 часа в неделю, третий час рекомендуется реализовывать за счет часов внеурочной деятельности. При проведении занятий по иностранному языку, технологии и информатике осуществляется деление классов на группы. Данный документ является частью Адаптированной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №11. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования в 2024-2025 учебном году в 5-9 классах реализуется внеурочная деятельность в объеме до 10 часов в неделю. Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия). Логопедические занятия Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков коммуникации. Основными направлениями логопедической работы является: диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Психокоррекционные занятия Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений; формирование навыков адекватного поведения. Основными направлениями психокоррекционной работы является: диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам, установленным годовым календарным графиком. Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными и психофизическими возможностями детей. Формы промежуточной аттестации учащихся основного общего образования в 2024-2025 учебном году Промежуточная аттестация проводится в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, с Приказами и инструктивными письмами Министерства образования и науки РФ, с локальным актом «Положение о проведении текущего контроля, промежуточной аттестации, выставлении итоговых отметок и переводе обучающихся» по итогам года в сроки, установленные годовым календарным учебным графиком организации. Промежуточная годовая аттестация с аттестационными испытаниями (экзамены) проводится по следующим предметам и в следующей форме: Предмет Русский язык Математика Форма проведения Диктант с грамматическим заданием Контрольная работа Формы проведения промежуточной аттестации для обучающихся с ОВЗ могут выбираться в зависимости от возможностей обучающегося. Решение о формах проведения промежуточной аттестации решается на педагогическом совете с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса школы осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Учебный план МБОУ СОШ №11 на уровне основного общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ЗПР (7.1) (7 класс) на 2024-2025 учебный год (5-дневная учебная неделя) Учебные предметы Предметные области Классы Количество часов в неделю 7 класс Всего Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 4 4 Литература 2 2 Иностранные языки Математика и информатика Иностранный язык Алгебра 3 3 3 3 Геометрия 2 2 Вероятность и статистика Информатика История 1 1 1 2 1 2 Обществознание География Физика Биология Изобразительное искусство Музыка 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 Технология Труд (технология) 2 2 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 2 2 Основы безопасности жизнедеятельности - 1 30 30 2 2 1 1 32 3 1 1 32 3 2 2 34 1088 170 5338 Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Искусство Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Как сохранить нашу планету Формирование читательской грамотности Итого Коррекционный курс: "Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)" Коррекционный курс: "Логопедические занятия" Учебные недели Всего часов